Статьи журнала - Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии

Все статьи: 14

Богословие власти в поздней Римской Империи (вторая половина IV в.)

Богословие власти в поздней Римской Империи (вторая половина IV в.)

А. Ю. Митрофанов

Статья научная

Статья посвящена формированию богословия власти в Поздней Римской Империи. Афанасий Александрийский, Иларий Пиктавийский, Аммиан Марцеллин, императоры Констанций, Юлиан, Валентиниан, Валент и Грациан искали модели отношений Церкви и империи в сложный период кризиса Римской империи. Издание Кодекса Феодосия в Ⅴ в., а затем более поздняя кодификация права Римской империи, проведенная императором Юстинианом в ⅤⅠ в., способствовали утверждению идеала симфонии властей. Этот идеал был наиболее откровенно выражен в 6-й Новелле Юстиниана. Однако развитие римского права в Ⅴ‒ⅤⅠ вв. невольно привело к затемнению первоначальных принципов отношений церкви и империи, которые были выработаны в процессе жестких догматических споров ⅠⅤ в. Автор обращается к текстам ⅠⅤ в., которые позволяют ему сделать определенные выводы как относительно исконных принципов церковно-государственных отношений в Римской империи, так и относительно богословия власти, существовавшего в ⅠⅤ в. Вывод автора заключается в том, что как христиане (Иларий), так и язычники (Аммиан) полагали свободу в качестве обязательного условия справедливого управления империей. Тексты Илария и Аммиана демонстрируют противоположные принципы отношений к власти и предлагают различные принципы богословия власти. Если Иларий рассматривает идеального императора как христианина, послушного Церкви и дарующего ей религиозную свободу, то, с точки зрения Аммиана, идеальным императором является император-философ, подобный Цезарю Юлиану, который дарует религиозную свободу как неотъемлемое условие свободной конкуренции культов и древнеримской религии.

Бесплатно

Ватикан и ислам

Ватикан и ислам

Архимандрит Августин (Никитин)

Статья научная

В статье, основанной на материалах книги автора «Ислам в Европе», прослеживаются взаимоотношения Римско-Католической Церкви (Ватикан) с мусульманскими государствами на протяжении нескольких столетий. В кратком историческом обзоре приводятся наиболее яркие факты, свидетельствующие о противостоянии Святого Престола исламской агрессии в Южной Европе начиная с VII столетия — времени возникновения ислама. Со второй половины ХIХ в. Католические исследователи начали углубленное изучение ислама; коренное изменение взаимоотношений Римско-Католической Церкви с мусульманским миром произошло после II Ватиканского Собора (1962‒1965). Такие предстоятели Римско-Католической Церкви, как папы Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт ХVI и Франциск, на протяжении десятилетий пытались улучшить отношения с исламским миром, но при этом они нередко сталкивались с фанатизмом представителей мусульманской уммы. В статье отмечается, что межрелигиозный богословский диалог сегодня не дает каких-либо позитивных результатов. За несколько десятилетий, прошедших со времен II Ватиканского собора, диалог мусульман и католиков не удалось вывести на серьезный богословский уровень.

Бесплатно

Византийская παίδεια: аспекты традиции в образовательной модели

Византийская παίδεια: аспекты традиции в образовательной модели

Священник Игорь Иванов

Статья научная

В статье рассматривается специфика византийской пайдейи как образовательной традиции воспитания совершенного и благородного человека, ведущей свое начало от времен Платона и Аристотеля. Этот гуманистический идеал не был отторгнут христианской Церковью, но был воспринят как «детоводитель» ко Христу в контексте формирования христианского ступенчатого энциклопедического образования, известного под именем «семь свободных искусств». Пайдейя была своего рода пропедевтикой к восприятию богословской мысли при усвоении обширной святоотеческой традиции, а в качестве самодостаточной педагогической парадигмы давала четкие ориентиры в этической, эстетической, социальной и политической идеологии образованного христианина. В качестве базовой установки византийской пайдейи можно назвать выработку универсалистского иерархического логоcоцентричного аскетизма.

Бесплатно

Езидизм

Езидизм

И. В. Базиленко

Статья научная

Настоящая статья посвящена религиозному учению езидов — эндогамной этно-конфессиональной общине, члены которой говорят на курманджи — одном из основных диалектов курдского языка. Исследователи полагают, что эта уникальная конфессия содержит разнообразные элементы ислама, зороастризма, манихейства, гностицизма, христианства и иудаизма. Автор знакомит читателей с различными версиями происхождения езидизма, в основе религиозных традиций и обрядовой практики которого лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с метемпсихозом — учением о переселении душ. Значительное внимание уделено религиозной космогонии и мифологии езидов, рассматриваются особенности езидских религиозных ритуалов, обрядности, празднеств; их взаимозависимость и связь с местами компактного проживания отдельных общин. В статье также даны краткая характеристика езидских священных писаний, определенного синкретизма езидского вероучения, религиозных табу, молитвенной практики и сложной структуры социально-религиозной организации. В заключении приведены данные о современном состоянии езидизма, включая имеющиеся в наличии статистические данные о численности и географической распространенности езидов в мире.

Бесплатно

К вопросу о характере древнерусской духовной культуры

К вопросу о характере древнерусской духовной культуры

А. В. Маркидонов

Статья научная

Особенность древнерусской культуры во многом связана с характером восприятия ею культуры византийской. Воспринимая христианскую традицию, выраженную в корпусе основных богословских и собственно аскетических текстов, Древняя Русь лишь в малых объемах и несистематическим образом осваивала хранимое Византией античное наследие. Отсутствие восходящей к античной традиции школы, в свою очередь, соотносилось с преобладающим значением созерцательного типа духовности: в христианском сознании формируемый и осуществляемый верою, этот тип духовности на Руси противопоставлен культуре школы, религиозно-философски обоснованной скорее в области знания и как таковое. Древнерусское культурное сознание чуждается также свойственного школьной культуре, как определенной системе правил, функционального, а иногда и аксиологического приоритета той или иной модели высказывания или текста вообще над самим конкретным высказыванием или текстом. С учетом сакрализованности в древнерусской культуре известных форм выражения смысла (в первую очередь самого языка), моделирование таковых форм средствами правил, самих по себе независимых от сакрального смысла, воспринимается отрицательно.

Бесплатно

К вопросу о характеристике философского и научного наследия С. П. Шевырева

К вопросу о характеристике философского и научного наследия С. П. Шевырева

И. Б. Гаврилов

Статья научная

Статья представляет собой краткий обзор жизненного пути и научного наследия выдающегося русского мыслителя, филолога, литературного критика, педагога, профессора Московского университета Степана Петровича Шевырева (1806–1864). Показан значительный вклад ученого в отечественную науку и культуру, выраженный, в частности, в его университетских курсах лекций, многие из которых были изданы отдельными монографиями. Подчеркивается, что в своем основном труде «История Русской словесности» Шевырев осуществил целостное историческое осмысление древнерусской литературы в контексте развития отечественной философской мысли, открыв широкой университетской и образованной аудитории не известный ей мир Древней Руси. Вместе с тем в статье указывается, что наследие ученого не стало до сих пор предметом широкого научного исследования и обсуждения. Отмечена актуальность историософских воззрений мыслителя на духовное единство Русского мира. По мысли Шевырева, изучение памятников родной словесности помогает извлечь положительный урок для настоящего, может способствовать решению одной из ключевых задач отечественного просвещения — «породнить Россию древнюю с Россией новой».

Бесплатно

Критический разбор курса основного богословия преподавателя петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884‒1934)

Критический разбор курса основного богословия преподавателя петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884‒1934)

Священник Димитрий Лушников

Статья научная

Настоящая статья посвящена критическому анализу неизданного курса лекций по основному богословию, прочитанного Н. М. Малаховым студентам I курса Петроградской Духовной Академии в 1916–1917 учебном году. Автор знакомит читателя со структурой и кратким содержанием курса лекций и обнаруживает, что предложенная Н. М. Малаховым во введении структура преподавания основного богословия в самом курсе не реализуется. Содержание курса всецело посвящено философии религии — одному из разделов основного богословия, — тогда как остальные разделы, касающиеся рационального обоснования главных религиозных истин, решения вопроса об отношении Бога к миру, происхождения мира, проблемы зла и др., остаются у Н. М. Малахова не разработанными. При исследовании содержания лекций обнаруживается, что их автор в своей философии религии придерживается эволюционного принципа, но не в «классическом», т. е. атеистическом варианте Э. Тайлора, а в варианте совмещения принципа развития с объективным бытием Бога. В статье обосновывается вывод о несостоятельности данной концепции и предпринимается попытка объяснения ее формирования у Н. М. Малахова.

Бесплатно

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н. М. Малахова. период 1911‒1918 гг.

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н. М. Малахова. период 1911‒1918 гг.

Д.А. Карпук

Статья научная

В статье на основании архивных и опубликованных материалов рассматривается научно-исследовательская, педагогическая и церковно-общественная деятельность Нила Михайловича Малахова (впоследствии протоиерея) в тот период времени, когда он являлся исполняющим должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии (с 1911-го по 1918 г.). Некоторое внимание уделено периоду обучения Н. М. Малахова в столичной академии и содержанию его кандидатской диссертации на тему «Теория психофизического параллелизма и ее критическая оценка». Было выяснено, что в течение всего времени преподавания курс лекций по Основному богословию Н. М. Малахова практически не менялся и был посвящен морфологии религии. Под научным руководством Малахова было написано не менее 15 кандидатских диссертаций, одна из которых сохранилась вплоть до настоящего времени. Особое внимание в статье уделено редакторской деятельности Н. М. Малахова, который с мая 1914 г. по декабрь 1915 г. исполнял обязанности редактора академического журнала «Церковный вестник», являвшегося на рубеже XIX‒XX вв. одним из авторитетных церковно-общественных и научно-публицистических церковных изданий. Кроме того, в январе — феврале 1916 г. Малахов на собственные деньги издавал журнал «Церковь и общество». Все это позволяет говорить о том, что Н. М. Малахов являлся одним из перспективных молодых специалистов Санкт-Петербургской духовной академии в начале XX в.

Бесплатно

Полемика о происхождении нравственных ценностей в контексте идеи Ф. Ницше о «ресентименте». Культура — мир воплощенных или искусственных ценностей?

Полемика о происхождении нравственных ценностей в контексте идеи Ф. Ницше о «ресентименте». Культура — мир воплощенных или искусственных ценностей?

Протоиерей Александр Ранне

Статья научная

Автор этой статьи затрагивает проблему происхождения нравственных ценностей. Автор предлагает читателю не только критику идеи возмущения, разработанную М. Шелером и М. Вебером, но также рассматривает современные гипотезы о происхождении морали от «случайной случайности». Постмодернистская культура настаивает на относительности нравственных идеалов и в то же время требует поиска твердых оснований для диалога между светской культурой и религиями. Автор убежден, что только «любовь, проявленная во Христе» может быть уникальной прочной основой для развития современных законодательных систем и для диалога между разными культурами.

Бесплатно

Религия Сократа: был ли Сократ христианином до христа?

Религия Сократа: был ли Сократ христианином до христа?

Р. В. Светлов

Статья научная

Мы видим в диалогах Платона, что сократовский религиозный дискурс радикально отличался от общепринятого в то время, как и отличался от дискурса натурфилософов и софистов. И вполне вероятно, мы видим у «платоновского» Сократа наличие рациональной или иррациональной интуиции о наличии инстанций, которые превосходят все божественные инстанции, знакомые в это время эллинам — как философам, так и обыденному сознанию. Эта черта его образа стимулировала выработку у раннехристианских авторов апологетического взгляда на Сократа и сближение его учений с христианством. Однако Сократ — реальный, исторический — оставался куда более «земным» человеком, что неоднократно признается на страницах текстов Платона и Ксенофонта (главных его апологетов). От христианского мыслителя платоновский образ Сократа, например, отличает очень размытая тема «обращения» (краткая «философская автобиография» в «Федоне», как и частые рассуждения о том, что Сократ был излечен философией, имеют абсолютно иное жанровое и содержательное предназначение, чем «Исповедь» Августина). Частые обращения к собственному опыту также не имеют у Сократа исповедального характера. Для Платона и Ксенофонта он — фигура эпического плана, причем фигура, очищенная от сомнений и страхов «слишком драматических» гомеровских Аякса и Ахилла.

Бесплатно

Свобода и закономерности в истории

Свобода и закономерности в истории

Священник Михаил Легеев

Статья научная

Вопрос соотношения свободы человека и закономерностей течения исторического процесса всегда волновал человеческую мысль. Попытки его решения неоднократно предпринимались в рамках разных отраслей научного знания, начиная от философии и заканчивая теоретической физикой и биологией. Однако, на наш взгляд, никакая фундаментальная наука не способна дать адекватный ответ на этот вопрос, входящий в предельную область загадок человеческого бытия, исключая науку богословскую, имеющую в эту «предельную область» законный доступ, да и то в рамках дозволенного и необходимого человеку. Как соотносятся между собою понятия «свобода», «необходимость», «непреложность», «закон»? Почему, несмотря на свободу человека избирать добро или зло, всецелая человеческая история оказывается законосообразна — оказывается движима замыслом Божиим, несмотря на все препятствия, поставляемые человеком, а в каком-то смысле даже и «используя» эти препятствия в непреложном движении этой законосообразности? Данные вопросы являются одними из ключевых для богословия истории, «отвечающего» за осмысление исторических процессов в кругу богословских наук. Для ответа на поставленные вопросы важное значение имеют такие богословские понятия, как «образ бытия» и «образ действия», которые также рассматриваются в настоящей статье.

Бесплатно

Святой апостол и евангелист Иоанн богослов как предтеча отцов-каппадокийцев в формировании христианской богословской терминологии

Святой апостол и евангелист Иоанн богослов как предтеча отцов-каппадокийцев в формировании христианской богословской терминологии

Протоиерей Димитрий Юревич

Статья научная

В период позднего второго храма мессианский титул «Сын Божий» понимался евреями в переносном смысле, как указание на праведника, имеющего особо близкую связь с Богом. Это демонстрируется в статье на материале кумранских рукописей и евангельских повествований. Иисус Христос во время общественного служения применял к Себе это понятие в прямом смысле как равенство Богу Отцу. С целью избежать неверной интерпретации автор четвертого Евангелия вводит ряд новых терминов для ясного и недвусмысленного изложения церковного учения о Св. Троице. Это выражения λόγος τοῦ θεοῦ («Слово Божие»), μονογενὴς υἱὸς («Единородный Сын») и λόγος σὰρξ ἐγένετο («Слово стало плотью»). В статье анализируются указанные формулировки и делается вывод, что методология св. ап. Иоанна Богослова стала прецедентом для подобной деятельности отцов-каппадокийцев более чем два века спустя.

Бесплатно

Стили православного богословия ХХ века. К оценке трудов архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Стили православного богословия ХХ века. К оценке трудов архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Протоиерей Константин Костромин

Статья научная

Статья основана на предположении, что богословская мысль оформлялась при помощи языка, образов, общей стилистики и направления мысли господствующего художественного стиля, который соответствующим образом косвенно влиял и на «повестку дня» богословской науки, постановку спорных тем или форму фундаментальных исследований и даже на выводы, которые делал тот или иной автор. Стиль мышления и выражения своих мыслей неодинаков в разные эпохи. Исходя из этого утверждения автором выделены три стиля, которые сменяли друг друга в ХIХ–ХХ вв. и повлияли на изменения в русской богословской мысли, — классика, модерн и постмодерн. В статье обосновывается утверждение, что русская богословская мысль ко времени революции перешла от классического стиля мышления к модерну, продолжив развиваться синхронно с общей культурой в направлении постмодерна в эмиграции. В СССР же она приобрела специфические формы, которые можно охарактеризовать как неоклассику. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) был одним из наиболее ярких богословов эпохи неоклассики. С падением коммунизма в России парадигма мышления стала быстро меняться, что обусловило слабый интерес к трудам классических и неоклассических богословов, в частности архиепископа Михаила.

Бесплатно

Уважаемые друзья, коллеги!

Уважаемые друзья, коллеги!

Другой

Бесплатно

Журнал