Сравнительный анализ различных подходов к оценке эффективности здоровьесберегающего образования

Автор: Панкова Н.Б., Гуденко Т.Л., Кирпанва О.Л., Романова Е.Б.

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Методология, формы и средства здоровьесберегающего образования используются в инновационной деятельности школ Москвы. Одной из причин снижения эффективности этой деятельности является недостаточный уровень междисциплинарного взаимодействия и отсутствие единых подходов в решении задач по сохранению здоровья детей. Цель представляемой работы - сравнительный анализ результатов оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы по методике Московского центра качества образования (МЦКО) и методами профильного НИИ. Материалы и методы. Работа выполнена на базе ГБОУ СОШ № 1008 ЗАО Москвы, где уже два года успешно функционирует первичная в рамках реализации инновационной площадки «Интеграция здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования». В начале учебного года было проведено обследование функционального состояния организма учащихся 1-х классов с использованием методик и инструментария лаборатории полисистемных исследований ФГБУ НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН (оценка показателей психомоторной координации, состояния кардиореспираторной системы и обмена веществ). Одновременно МЦКО проведена оценка здоровья первоклассников с помощью оценочных шкал (17-19 и 22-24), из которых первая группа составляется по результатам анкетирования, вторая - по результатам объективных оценок, принятых в системе здравоохранения. Обследование детей проведено с письменного согласия родителей первоклассников. Результаты. Оценка соответствия массы тела первоклассников их длине тела по методике МЦКО (шкала 22) показала, что гармоничное развитие наблюдаются у 86% обследованных первоклассников, дефицит массы тела - у 8%, избыточная масса тела - у 6%. Применение с той же целью показателя ИМТ дало несколько иные результаты: гармоничное развитие выявлено у 56,2% детей, дефицит массы тела - у 4,5% детей, незначительный избыток массы тела - у 30,3% первоклассников, выраженный избыток массы тела - у 9% детей. Полученное во втором случае распределение соответствует данным отечественных врачей-гигиенистов по мониторингу физического развития детской популяции в Москве. Анализ зависимости результатов диагностики МЦКО от медицинской группы для занятий физической культурой (шкала 23) установил наличие статистически значимых различий между первоклассниками, отнесенными по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной группам по шкалам: мотивация, успешность функционирования в роли ученика, эмоциональная стабильность (тревожность), индивидуальные особенности здоровья, интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка. Эти шкалы формируются на основании ответов на соответствующие вопросы карты первоклассников и анкеты родителей. Анализ зависимости между группой здоровья (шкала 24) первоклассников и результатами по диагностике МЦКО показал, что лишь по тесту «графический диктант» наблюдается тенденция к более худшему его выполнению у детей 1-й группы здоровья. Однако шкала 5 «Общая успешность выполнения тестов познавательной сферы» данную тенденцию не подтверждает. Различий между детьми, отнесенными к трем группам здоровья, не выявлено ни по одному физиологическому или психофизиологическому показателю. Вместе с тем, количественный анализ параметров здоровья здоровых учащихся инструментальными методами показал следующее: по данным психомоторной координации обследованные школьники характеризуются более быстрыми, но менее точными движениями по сравнению с соответствующей условно-нормальной половозрастной группой; существует связь между уровнем стрессоустойчивости, определяемым методами психологического тестирования, и физиологическими показателями активности регуляторных систем организма, в частности уровнем активности симпатической нервной системы. Заключение. Полученные данные позволили уточнить направление разработки психолого-педагогических рекомендаций для детей с учетом результатов диагностики МЦКО. Рекомендации включали: методы гармонизации физического развития; формы и методы развития психомоторной координации (скорости, точности, плавности движений); методы оптимизации автономного статуса (психофизическая и психофизиологическая коррекция).

Еще

Здоровье обучающихся, инновационная деятельность

Короткий адрес: https://readera.ru/14340280

IDR: 14340280

Статья