Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс (научный обзор)

Автор: Храмцов Петр Иванович

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены отечественные школьные проекты интеграции двигательной активности детей в образовательный процесс - «Динамический урок», «Активная рекреация», «Активная школа», а также Европейские проекты - «The Class moves!» (Нидерланды), «HEPS» (Европейская сеть школ здоровья), «IMOVE» (Дания). Обсуждаются теоретические и концептуальные основы разработки нового школьного проекта НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Данный проект направлен на научное обоснование условий формирования двигательно-активной профилактической среды образовательных организаций на основе системной интеграции различных форм ДА и средств физического воспитания обучающихся, в том числе реализации режима активного отдыха, оптимизации вестибулярного модулирования сенсорных систем в учебном процессе и функционального состояния мышечно-связочного аппарата как физиологической основы различных видов двигательной деятельности, физического воспитания и физической подготовленности детей.

Еще

Школьные проекты, двигательная активность, динамический урок, активная рекреация, активная школа, вестибулярное модулирование, сенсорная интеграция

Короткий адрес: https://readera.ru/14340399

IDR: 14340399

Список литературы Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс (научный обзор)

  • Сухарева Л.М. Актуальные проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков в развитии научной платформы «Профилактическая среда». Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 10-12.
  • Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.
  • Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование). Здоровье населения и среда обитания. 2014; 3 (252): 28-31.
  • Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991, 272 с.
  • Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности: монография. М.: Физическая культура, 2006. 256 с.
  • Баканов И.М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня. Автореф. дисс. … канд. мед. наук, М., 2007, 24 с.
  • Храмцов П.И., Сотникова Е.Н. Двигательная активность детей в школе: варианты организации и их гигиеническая оценка. Школа здоровья. 2010; 2: 11-13.
  • Хуснутдинова Д.Р. Роль опорной афферентации в поддержании скоростно-силовых свойств и выносливости антигравитационных мышц. Автореф. дисс … канд. мед. наук. М., 2007. 25 с.
  • Netreba A.I., Vinogradova O.L., Kozlovskaya I.B. Effects of 7-days dry immersion in combination with mechanical stimulation of foot support zones upon resistance to fatique of knee extensors and flexsors. J. Gravit. Physiol. 2005 (12); 2: 137-39.
  • Kozlovskaya I.B., Sayenko I.V., Sayenko D.G., Miller T.F., Melnik K.A. Role of support afferentation in control of the tonic muscle activity. Acta Astronautica. 2007; 60: 285-94.
  • Храмцов П.И., Молдованов В.В. Гигиенические проблемы использования ученической мебели в начальной школе. Здоровье населения и среда обитания. 2008; 1: 33-35.
  • BHF (2004). The active school. Developing a Physical Activity Policy and Development Plan Section. Retrieved from the World Wide Web on October 12th 2009, from http://www.bhfactive.org.uk/downloads/PolicyDevelopment.pdf.
  • Buijs, G. SHE strategic plan 2008-2012. Woerden, NIGZ. 2009.
  • Bonde H., Hoeg D., Bruselius-Jensen M. Evaluation of IMOVE, a health education program on physical activity integrated in math. 8th Nordic Health Promotion Research Conference, 2016, ID: MP72.
  • Boonen, A., Vries de, N., Ruiter de, S., Bowker, S. & Buijs, G. (2009). HEPS Guidelines. Guidelines on promoting healthy eating and physical activity in schools. Woerden, NIGZ.
  • Руководство по разработке школьной стратегии по здоровому питанию и физической активности. Инструмент HEPS для школ. М.: ФГБУ НЦЗД РАМН, 2013. 35 с.
  • Оценка качества школьных вмешательств по здоровому питанию и физической активности. Инструмент HEPS для школ. М.: ФГБУ НЦЗД РАМН, 2013. 49 с.
  • Morel K. Inventory for HEPS Tool for Schools. Internal report. Woerden, NIGZ.
  • School Policy Framework: Implementation of the WHO Global Strategy on diet, physical activity and health. (2008). World Health Organization. http://www.who.int/dietphysicalactivity/SPF-en-2008.pdf. Accessed November 2009.
  • Slujis van, E.M.F., McMinn, A.M. & Griffin, S.J. Effectiveness of interventions of physical activity in children and adolescents: systematic review of controlled trials. BMJ. 2007; 335: 703.
  • Wechsler, H., Devereaux, R. S., Davis, A. B. M. & Collins, J. Using the School Environment to Promote Physical Activity and Healthy Eating. Preventive Medicine. 2000; 31: 121-37.
  • Valois, R. F. Umstattd, M. R., Zullig, K.J. & Paxton, R.J. Physical Activity Behaviors and Emotional Self-Efficacy: Is There a Relationship for Adolescents? Journal of School Health. 2008; 78(6): 321-27.
Еще
Статья обзорная