Статьи журнала - Русско-Византийский вестник

Все статьи: 38

«...Торжество Победоносцева и Каткова...»: об идеологических разногласиях среди консерваторов по поводу созыва Земского собора в 1882 ГОДУ в переписке И. С. Аксакова с женой

«...Торжество Победоносцева и Каткова...»: об идеологических разногласиях среди консерваторов по поводу созыва Земского собора в 1882 ГОДУ в переписке И. С. Аксакова с женой

Н.Н. Вихрова

Статья научная

В статье освещаются некоторые нюансы идеологического противостояния сторонников и противников созыва Земского собора накануне коронации Александра III. Обращается внимание, что основная борьба развернулась на консервативном поле: между сторонниками государственно-консервативной позиции К. П. Победоносцева и М. Н. Каткова, с одной стороны, и демократическо-консервативной позиции Н. П. Игнатьева и И. С. Аксакова, с другой. В статье задействованы ранее недостаточно используемые источники, прежде всего переписка И. С. Аксакова с женой, в которой содержатся материалы, наводящие на любопытные размышления и о самой ситуации, и о коренных убеждениях И. Аксакова, и о его отношении к Каткову и Победоносцеву. Кроме того, в статье был использован очерк французского публициста А. Леруа-Болье о царствовании Александра III, в котором поднят вопрос о Земских соборах.

Бесплатно

«Внук воды на быстром коне»: к вопросу о греко-арийских предтечах византийских катафрактов

«Внук воды на быстром коне»: к вопросу о греко-арийских предтечах византийских катафрактов

А.Ю. Митрофанов

Статья научная

В данной статье предпринимается обзор основных этапов эволюции тяжелой кавалерии в эпоху «эллинизма». Македонская, греческая, персидская тяжелая кавалерия испытала сильное влияние ираноязычного кочевого мира. Тактика, стратегия, комплекс вооружения, в том числе и конского, существовавший в дружинах скифских, массагетских, сарматских, парфянских царей, предопределил развитие кавалерии в эллинистических государствах, в частности в Македонии, государстве Селевкидов и в Боспорском царстве. Данное влияние, с точки зрения автора, сохранялось и в эпоху Римской империи. Оно повлияло на организацию конницы в византийской армии. Это обстоятельство может свидетельствовать в пользу «удревнения» генезиса западно-европейского рыцарства.

Бесплатно

«Ей, гряди, Господи Иисусе»: Тайна смерти Н. В. Гоголя в свете его церковного мировоззрения

«Ей, гряди, Господи Иисусе»: Тайна смерти Н. В. Гоголя в свете его церковного мировоззрения

В.А. Воропаев

Статья научная

В статье предпринята попытка на основании достоверных документальных фактов восстановить картину последних дней жизни Н. В. Гоголя, дать ответ на вопросы, без решения которых создание научной биографии писателя невозможно. В них концентрируются духовные, мировоззренческие, творческие проблемы. Реконструированы события предсмертных дней Гоголя (26 января — 21 февраля 1852 г.: кон- чина Е. М. Хомяковой, Масленая неделя, первая и начало второй седмицы Великого поста), рассмотрены обстоятельства сожжения рукописей, а также версии о причинах смерти писателя, в частности, распространенное убеждение, что он уморил себя голодом. Только в свете церковного мировоззрения Гоголя становится понятным его поведение в предсмертные дни. Разъясняется церковнославянская семантика слова «требование» на полях принадлежавшей Гоголю Библии против слов святого апостола Павла: «...имею желание разрешиться и быть со Христом…» (Флп 1:23). Слова «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22:20), выбитые на надгробном камне Гоголя, выражают, без сомнения, самое главное в его жизни и творчестве: стремление к стяжанию Духа Святого и приготовление души к встрече с Господом.

Бесплатно

«Зевса в Акрополе слепок»: русская журналистика над могилой М. Н. Каткова

«Зевса в Акрополе слепок»: русская журналистика над могилой М. Н. Каткова

А.Э. Котов

Статья научная

Посмертная полемика 1887 г. о значении М. Н. Каткова оказала серьезное влияние на последующее «каткововедение». Пост своеобразных часовых над гробом Каткова заняли «Московские ведомости» и «Свет». Их поддерживали региональные газеты катковского направления — «Варшавский дневник», «Киевлянин», харьковский «Южный край», а также примкнувшее к ним суворинское «Новое время». Впрочем, эти издания не идеализировали Каткова, находя в его деятельности определенные «перегибы». Их оценки лишь некоторыми акцентами отличались от оценок умеренно-либеральных изданий: «Санкт-Петербургских ведомостей», «Сына отечества» и гайдебуровской «Недели». Попытался сохранить объективность и либеральный «Русский курьер» — однако вскоре втянулся в полемику с «катковцами». Проигнорировали смерть Каткова традиционно враждебные ему «Русские ведомости». С резкой критикой в адрес умершего выступили «Новости» О. К. Нотовича. Но самым неожиданным для непосвященного в закулисные противоречия читателя оказался отклик, появившийся на страницах консервативного «Гражданина».

Бесплатно

«Русский вестник» С. Н. Глинки

«Русский вестник» С. Н. Глинки

Н.Н. Лупарева

Статья научная

Статья посвящена журналу Сергея Николаевича Глинки «Русский вестник», почти беспрерывно издававшемуся с 1808 по 1824 гг. Журнал был создан пред- чувствием надвигающейся большой войны между Россией и Францией и раскрывал основной круг вопросов, интересовавших консерваторов первой четверти XIX в. — требования отказа от подражательства европейским, прежде всего, французским культурным, политическим и бытовым образцам, важности об- ращения к исторически сложившимся, традиционным для России началам социо-культурного и политико-правового бытия. Ориентиром для дальнейшего развития русского государства и общества Глинка считал исторический опыт России, опиравшийся на сильную монархическую власть, религию, патриархальность и иерархичность общественных отношений. В качестве квинтэссенции праотеческой нравственности «Русский вестник» предлагал триединую формулу «Бог. Вера. Отечество», безусловно, стоявшую у истоков идеологического поиска, который завершился созданием знаменитой уваровской триады «Православие. Самодержавие. Народность». Историческая концепция журнала оказала влияние на русскую патриотическую историографию царствования Николая I, прежде всего, на М. П. Погодина. Патриархальная модель общественно-политического устройства, представленная в «Русском вестнике», перекликается с моделью государственного устройства, разработанной К. П. Победоносцевым. Значение журнала С. Н. Глинки для своей эпохи заключалось в том, что он внес значительный вклад в процесс становления национального самосознания и подготовку общественного мнения к Отечественной войне 1812 г.

Бесплатно

«Совместимо ли искусство и художественность с христианством…» (Размышления К. С. Аксакова и его современников)

«Совместимо ли искусство и художественность с христианством…» (Размышления К. С. Аксакова и его современников)

Е.И. Анненкова

Статья научная

В статье рассматривается проблематика литературно-духовных споров в общественной и эстетической мысли 1840–1850-х гг. Исследуются статьи К. С. и И. С. Аксаковых, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, эпистолярное наследие славянофилов; привлекаются также суждения об искусстве и религии В. А Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского. Выясняется, что вопрос о том, совместимо ли художественное творчество с полнотой религиозного миросозерцания, становится к 1840-м гг. одним из центральных вопросов для русской культуры. Подобный взгляд на данное десятилетие выдвигается впервые. В статье он под- тверждается разнообразными материалами: письмами, автобиографическими за- метками, литературно-критическими и публицистическими статьями деятелей 1-ой половины XIX в. Привлечение поэтического творчества братьев Аксаковых (которое не становится, однако, предметом специального внимания) помогает увидеть актуальность для той поры таких проблем как соотношение эмпирической жизни и монастырства; искусства и веры; индивидуального самосовершенствования и национального самосознания. Особое внимание уделено в статье славянофильскому восприятию последней книги Гоголя. Устанавливается, что именно «Выбранные места из переписки с друзьями» воссоздали напряженность общественных, эстетических и религиозных споров. Это был первый в русской литературе Нового времени опыт соединения стиля и образности духовной прозы с эстетическим самовыражением писателя. Подобная попытка не- посредственного сближения литературы и религии расколола общество, вызвав и в славянофильской среде прямо противоположные суждения и оценки. Споры 1840–1850-х гг. зафиксировали сложность совмещения художества и христианства и, вместе с тем, создали предпосылки для творческих, вполне успешных опытов подобного рода в русской литературе 2-ой половины XIX в.

Бесплатно

Архиепископ Никанор (Бровкович) vs. М. Н. Катков: о классицизме и целях духовного образования

Архиепископ Никанор (Бровкович) vs. М. Н. Катков: о классицизме и целях духовного образования

А.П. Соловьев

Статья научная

Статья посвящена спору двух мыслителей второй половины XIX века — М. Н. Каткова и архиепископа Никанора (Бровковича) по вопросу организации обучения будущих священников и церковнослужителей. В первую очередь дискуссия развернулась вокруг проблемы изучения латинского, древнегреческого и древнееврейского языков. Эта тема имеет не только историческое значение, но является актуальной с точки зрения развития современного духовного образования. В ходе сравнительного анализа воззрений Каткова и архиепископа Никанора выявлено, что позиция Каткова в дискуссии определялась сословными рамками. Установлено, что воззрения архиепископа Никанора исходили из содержатель- но-смысловой стороны вопроса о целях духовного образования. Он полагал, что священник должен уметь ориентироваться в современных знаниях более, чем в древних языках. В этом его мнение совпадало с мнением митрополита Филарета (Дроздова), который считал, что духовенство должно получать знания, помогающие укреплению веры в народе. Катков, со своей стороны, крайне узко интерпретировал высказывания митрополита Филарета, стараясь показать его однозначным сторонником классического образования. В этом отношении архиепископ Никанор выступает как адекватный выразитель воззрений митрополита Филарета на духовное образование.

Бесплатно

Афон и его «единство в разнообразии» в социокультурной концепции Константина Леонтьева

Афон и его «единство в разнообразии» в социокультурной концепции Константина Леонтьева

О.Л. Фетисенко

Статья научная

Статья посвящена рассмотрению влияния традиций Афона на выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева. Год, проведенный им на Св. Горе, изменил всю его дальнейшую жизнь. Афонские впечатления и наблюдения оказали решающее влияние на его концепцию «новой восточной культуры», подсказав модель образцового государственного устройства. Под этим углом зрения и в хронологической последовательности в статье кратко характеризуются произведения Леонтьева разных жанров, так или иначе связанные с темой Афона.

Бесплатно

Византийский император и иерархическое мироустройство

Византийский император и иерархическое мироустройство

Г.А. Острогорский

Статья научная

Публикация представляет собой перевод статьи Г. А. Острогорского, опубликованной в научном журнале «The Slavonic and East European review». Первоначально этот материал был прочитан как лекция в Королевском колледже в Лондоне и в Эдинбургском университете 12 и 18 января 1956 г. соответственно.

Бесплатно

Византологические исследования на страницах журнала «Русское обозрение»

Византологические исследования на страницах журнала «Русское обозрение»

М.В. Медоваров

Статья научная

Статья посвящена анализу публикаций по истории и культуре Византии в ведущем русском консервативном журнале 1890-х годов — «Русском обозрении». Целью исследования является определить, существовал ли единый редакционный подход к освещению византинистики в журнале. Рассмотрены восемь статей в журнале и ряд связанных с ними архивных источников (писем). Проведен сравнительно-исторический анализ, выявлены отсылки к смежным статьям того же журнала. Отдельно проанализирован подход к византинистике двух редакторов «Русского обозрения», князя Д. Н. Цертелева и А. А. Александрова. Детальному изучению подвергаются мотивы основного автора-византиниста в журнале — М. П. Соловьева, его мировоззрение. Прослеживается связь его сочинений и высказываний разных лет друг с другом. В результате находит подтверждение тезис о желании редакции «Русского обозрения» проводить единую политическую и идейную линию в статьях о византийском наследии. Однако редакция не предприняла не- обходимых усилий для того, чтобы эта тема звучала в журнале чаще.

Бесплатно

Восточный вопрос в сочинениях С. Н. Глинки

Восточный вопрос в сочинениях С. Н. Глинки

Н.Н. Лупарева

Статья научная

Статья посвящена ранее не изучавшемуся в отечественной и зарубежной историографии аспекту взглядов известного общественно-политического деятеля, издателя и публициста, представителя консервативной мысли первой четверти XIX в. Сергея Николаевича Глинки — его воззрениям на «Восточный вопрос» во внешней политике России. Взгляды Глинки рассмотрены в контексте общей истории и осмысления данной проблемы. Он воспроизводил ставший традиционным тезис о России как покровительнице и блюстительнице интересов православных и славянских народов, находящихся под владычеством Османской империи, отстаивал необходимость их освобождения и дальнейшей геополитической ориентации на Российскую империю. Приоритетным в процессе сближения этих народов становился фактор не этнической, а религиозной общности. Поднятые С. Н. Глинкой вопросы анализировались консервативными мыслителями последующих эпох, такими как М. П. Погодин, М. Н. Катков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев.

Бесплатно

Г. В. Свиридов и А. A. Блок: мысли о России

Г. В. Свиридов и А. A. Блок: мысли о России

О.Б. Сокурова

Статья научная

Георгий Свиридов на протяжение многих лет с исключительным постоянством обращался к музыкальному воплощению и раскрытию поэтических образов Александра Блока. В статье показано, что первый поэт России ХХ века был близок композитору по строю души, созвучию мыслей, сходству художественного метода и гражданских позиций, параллелизму судеб. Блок был свидетелем и художником-летописцем исторической драмы России в начале ХХ столетия, Свиридов — в его конце. Оба пережили два слома-потрясения, когда стоял вопрос о самом существовании нашей страны: Блок — в 1917 г., Свиридов — в 1991. Оба искали и осмысливали истоки и исходы этих потрясений. Особое внимание в статье уделено похожим выводам поэта и композитора по актуальным про- блемам отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции, интеллигенции и России. Корни духовного кризиса «избранных» представителей общества и культуры и Блок, и Свиридов видели в отступлении от религиозных основ жизни и искусства и пребывании на «недоступной» разделительной черте с народом. Оба художника на трудных путях собственного жизненного и творческого опыта утвердили возможность выбора принципиально иной позиции и указали направление выхода из кризиса.

Бесплатно

Догмат «единосущия» в сочинениях Святых Отцов Православной Церкви и в богословии священника Павла Флоренского

Догмат «единосущия» в сочинениях Святых Отцов Православной Церкви и в богословии священника Павла Флоренского

Н.Н. Павлюченков

Статья научная

Статья содержит краткий обзор свидетельств трактовки догмата «единосущия» и различения понятий «сущность» и «ипостась» в трудах св. Афанасия Александрийского и каппадокийских Отцов Церкви IV века. Приводится оценка этих трудов в русской богословской литературе XIX — начала ХХ вв. и в «Столпе и утверждении Истины» П. А. Флоренского. Также отмечается, что распространение догмата единосущия на идеальную, обоженную в Божественной вечности, реальность всего мира не отвечает идеям св. Афанасия Александрийского, на которых, по мнению Флоренского, основан его «Столп и утверждение Истины». В целом трактовку Флоренским догмата единосущия автор статьи предлагает рассматривать как первый опыт построения «богословия всеединства», осуществленный в русском богословии в начале ХХ века.

Бесплатно

Дорогой читатель!

Дорогой читатель!

Другой

Бесплатно

Дорогой читатель!

Дорогой читатель!

Другой

Бесплатно

История написания архимандри том Леонидом (Кавелиным) книги «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь»

История написания архимандри том Леонидом (Кавелиным) книги «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь»

А.А. Кащеев

Статья научная

В византийском мире Святая Гора Афон была образцовым воплощением православной духовности. Она привлекала к себе подвижников и паломников, которые распространяли ее традиции на разных территориях православной ойкумены. Одним из таких мест стал Новый Афон в Абхазии — свидетель рецепции византийской церковности. Научное изучение новоафонской традиции связано с трудами архим. Леонида (Кавелина). В статье впервые представлена реконструкция событий написания архим. Леонидом (Кавелиным) книги «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» по документам его архива, а именно по его переписке с монахами афонского русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Бесплатно

К. Н. Леонтьев в «Русском Вестнике» и «Московских Ведомостях» М. Н. Каткова

К. Н. Леонтьев в «Русском Вестнике» и «Московских Ведомостях» М. Н. Каткова

О.Л. Фетисенко

Статья научная

К. Н. Леонтьев был во второй половине 1860-х — нач. 1880-х гг. постоянным автором (но, и это принципиально для него, — не «сотрудником») журнала «Русский вестник», печатался и в «Московских ведомостях», между тем в научной литературе, посвященной этим изданиям и редакционной политике М. Н. Каткова, имя «русского византийца» обойдено вниманием. С другой стороны, в леонтьеведческих исследованиях жизненные и творческие взаимоотношения двух консервативных публицистов рассматриваются вне обращения к биографической конкретике, без которой остается неясной подоплека их идейных расхождений. В нашей статье представлена история сотрудничества Леонтьева в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях», в том числе эпизоды, связанные с отказом от его работ, которые позднее находили другие места для появления в свет.

Бесплатно

Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия

Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия

А.В. Маркидонов

Статья научная

Сама ситуация миссии в ее церковно-историческом и катехитическом содержании существенно актуализировала, развернула и побудила к новому осознанию соотношение в византийской духовной культуре эллинской школы и церковной веры. Соотношение это, если не считать определяющим его упрощенное истолкование (по образу или/или), не было как-либо институциально закреплено, а выверялось и иерархически упорядочивалось по мере, верою руководимого, свободного самоопределения. Именно, — это была свобода не от строгой взыскательности веросознания, а свобода самой веры — в ее эсхатологически ориентированной сути.

Бесплатно

Литургическое богословие в лекциях по «Философии культа» священника Павла Флоренского: основные особенности и источники

Литургическое богословие в лекциях по «Философии культа» священника Павла Флоренского: основные особенности и источники

Н.Н. Павлюченков

Статья научная

Статья содержит анализ основного аспекта лекций священника Павла Флоренского по «Философии культа». Сам Флоренский определял этот аспект как «литургическое богословие», которого, по его мнению, в Православной Церкви в начале ХХ века еще не существовало. Приводятся свидетельства влияния концепций С. Н. Трубецкого и Вячеслава Иванова на взгляды Флоренского относительно христианского богослужения и церковных таинств. Делается основной вывод о том, что главным источником для богословия церковных таинств и таинства Евхаристии Флоренского являются труды Вячеслава Иванова, посвященные древней религии и мистериям Диониса.

Бесплатно

Журнал