Роль гигиенической науки в профилактике болезней и состояний детей, обусловленных обучением и воспитанием

Автор: Кучма Владислав Ремирович

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2015 года.

Бесплатный доступ

Формирование единой профилактической среды образовательных организаций идет крайне медленно, не комплексно, по отдельным направлениям. 95,2% родителей школьников не обращаются к педиатру по вопросам профилактики и укрепления здоровья своих детей. Деятельность органов власти и руководителей образовательных и медицинских организаций должна быть межсекторальной и осуществляться по следующим направлениям: государственный подход к обеспечению гигиенической безопасности для детей педагогических инноваций; постоянный мониторинг поведенческих рисков, опасных для здоровья детей, мониторинг их качества жизни; восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях и оснащение их аппаратурой; внедрение современных технологий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях и санитарно-эпидемиологического надзора за ними; обеспечение школьного здравоохранения должным количеством медицинских кадров.

Еще

Профилактика болезней, единое профилактическое пространство, факторы риска, приоритеты профилактики

Короткий адрес: https://readera.ru/14340326

IDR: 14340326

Список литературы Роль гигиенической науки в профилактике болезней и состояний детей, обусловленных обучением и воспитанием

  • Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012; 91(3): 9-14.
  • Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников. Гигиена и санитария. 2014; 3: 64.
  • Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России. Гигиена и санитария. 2008; 2: 72-7.
  • Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 4: 4-14.
  • Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. М.: НЦЗД РАМН; 2013. 379 с.
  • Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД; 2014. 304 с.
  • Комаров Ю.М. Новая стратегия со старыми дырками. Available at: http://alla-astakhova.ru/novaya-strategiya-so-starymi-dyrkami-4/
  • Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 400 с.
  • Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 512 с.
  • Московская декларация по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями. Москва, 2011. Available at: http://www.minzdravsoc.ru/health/zozh/71.
  • Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Распространенность и многолетние тренды факторов риска неинфекционных заболеваний у школьников 10-17 лет. Профилактическая медицина. 2013; 6: 55-60.
  • Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Основные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний у студентов: распространенность и многолетние тенденции. Клиническая медицина. 2013; 2: 25-8.
  • Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Современные направления профилактической работы в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 6: 107-11.
  • Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 1: 5-8.
  • Сухарев А.Г., Маркелова С.В. Диагностика и профилактика нарушений психического здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения. Российский педиатрический журнал. 2011; 6: 33-6.
  • Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Распространенность и факторы риска развития депрессивных состояний у старших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 4: 32-6.
  • Гудинова Ж.В., Талькова Е.И. Оценка нервно-психического развития подростков с девиантными формами поведения. Российский педиатрический журнал. 2010; 1: 49-51.
  • Иванова И.В., Черная Н.Л., Сенягина Е.И. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа. Российский педиатрический журнал. 2010; 2: 53-5.
  • Ганузин В.М. Черная Н.Л. Школа без педагогического насилия -необходимое условие сохранения здоровья обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 2: 38-40.
  • Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. Монография. М.: ФГБНУ НЦЗД; 2014. 160 с.
  • Чубаровский В.В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков. Гигиена и санитария. 2009; 2: 63-6.
  • Чубаровский В.В., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Критерии оценки и алгоритм выявления расстройств личности на субклиническом (донозологическом уровне) при проведении профилактических осмотров лиц старшего подросткового возраста (методические рекомендации). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 4: 33-57.
  • Александрова И.Э., Степанова М.И., Седова А.С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 11-4.
  • Поленова М.А., Сазанюк З.И., Шумкова Т.В. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 11: 42-4.
  • Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 1: 18-21.
  • Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автореф. дисс. … доктора мед наук. Иркутск; 2014.
  • Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 4-11.
  • Текшева Л.М. Разработка и научное обоснование универсального показателя для экспресс-оценки удобочитаемости. Гигиена и санитария. 2007; 2: 52-4.
  • Текшева Л.М. Гигиеническая оценка влияния шрифтового оформления учебных изданий. Гигиена и санитария. 2008; 1: 65-7.
  • Текшева Л.М. Реакция зрительной системы учащихся старших классов в модельном эксперименте с широким спектром исследуемых вариантов предъявления информации. Вестник Российской академии медицинских наук. 2008; 1: 27-31.
  • Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническое обоснование использования ридеров в старшей школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 40-43.
  • Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александровна И.Э., Лапонова Е.Д., Шумкова Т.В. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 47-50.
  • Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С., Андреева Е.Е. Концептуальные и методические аспекты повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на основе оценки опасности объекта с позиций риска причинения вреда здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 12: 4-7.
  • Сафонкина С.Г., Иваненко А.В., Кучма В.Р. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях. Гигиена и санитария. 2012; 6: 46-8.
  • Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В., Молдоваов В.В., Сафонкина С.Г. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 4: 110-15.
  • Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Шумкова Т.В. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях г. Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 12: 13-6.
  • Степанова М.И., Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий. Гигиена и санитария. 2012; 2: 52-5.
  • Храмцов П.И., Березина Н.О. Критерии оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников. ЗНИСО. 2015; 1: 17-9.
  • Стратегический план Российской сети школ здоровья на 2013-2016 гг. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 1: 50-7.
  • Уланова С.А. Физиолого-гигиеническая оценка муниципальной модели «Школа -территориальный центр здоровьесбережения». Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 1: 12-20.
  • Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 5: 37-8.
  • Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. Вестник государственного медицинского университета. 2013; 1: 62-5.
  • Уланова С.А. Научные основы муниципальных моделей деятельности школ в сфере здоровьесбережения обучающихся в условиях Крайнего Севера. Автореферет дисс. на соискание ученой степени доктора биологических наук. М, 2015. 50 с.
  • Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). Монография. М.: Издательство «Педиатрь», 2014. 112 с.
  • Бейс Г., Кучма В.Р. Школы здоровья в Европе и России. -М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 83 с.
  • Goof Buijs. Развитие сети школ здоровья в Европе в 2014 году. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 2: 38-9.
  • Соколова С.Б., Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни российских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 27-33.
  • Кучма В.Р. Межсекторальное взаимодействие при формировании здорового образа жизни детей и подростков: проблемы и пути решения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 3: 4-9.
  • Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи. Казанский медицинский журнал. 2012; XLIII (5): 792-795.
  • Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Звездина И.В. Основные направления взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 5-13.
  • Куликов А.М., Кучма В.Р. Роль волонтерского движения в формировании здорового образа жизни подростков-школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 2: 4-12.
  • Куликов А.М. Клиники, дружественные к молодежи -новая форма медико-социальной помощи подросткам. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 2: 14-17.
Еще
Статья обзорная