Ретроспективный анализ количественных показателей моторной асимметрии у московских школьников

Автор: Панкова Н.Б., Лебедева М.А., Хлебникова Н.Н., Карганов M.Ю.

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Показатели моторной асимметрии служат индикатором адаптации или дезадаптации организма человека к различным стрессогенным ситуациям. Установлено, что внедрение ФГОС начального образования сопровождается изменениями в проявлениях функциональной асимметрии мозга при тестировании психомоторной координации на приборе КИД (Панкова Н.Б., Карганов М.Ю., 2013). С другой стороны, ретроспективный анализ различных показателей психомоторики, отражающих скоростные и точностные качества работы руками на данном приборе, также выявил статистически значимые изменения за последние 10 лет: дети стали работать быстрее, но с потерей точности (Панкова Н.Б. и соавт., 2014). Цель. Оценка динамики показателей асимметрии психомоторной координации у московских школьников за последние 10 лет. Материалы и методы. Работа выполнена на приборном комплексе КИД («компьютерный измеритель движений»), производитель ООО «ИНТОКС», г. Санкт-Петербург. Программой предусмотрена оценка следующих показателей психомоторной координации: скоростные показатели движений по длительности цикла движения и времени изменения двигательного стереотипа при смене амплитуды движения руки, а также по латентным периодам реакции на световой и звуковой стимулы; точностные показатели движений по количеству ошибок сенсорной коррекции флексоров и экстензоров (рассчитывается по величине «промахов» курсора в точках перемены направления движения); плавность движения (рассчитывается на основе соотношения гармоник спектра Фурье как доля основной гармоники в процентах). Количественную оценку функциональной асимметрии по результатам выполнения двигательных задач проводили по различиям в значениях каждого из параметров для обеих рук: более быстрые (точные, плавные) движения правой рукой считали проявлением праворукости (различия в показателях обеих рук > 15 %), более успешное выполнение задачи левой рукой - проявлением леворукости, промежуточные показатели - признаком обоерукости. Тестирования проведены в конце сентября - начале октября 2003 и 2013 годов. В обследованиях 2003 года приняли участие ученики школы № 1357 (1-е классы: n = 94, 5-е классы: n = 44), в 2013 - школы № 1008 (1-е классы: n = 89, 5-е классы: n = 27) города Москвы. Все исследования проводились с письменного согласия учащихся и их родителей (или законных представителей). Результаты. Показано, что в 1-х классах за последние 10 лет динамика функциональной асимметрии наблюдается только в скоростных показателях психомоторной координации. Так, для длительности цикла движения выявлено возрастание доли праворуких детей с 17,0% до 38,2% (p

Еще

Психомоторная координация, моторная асимметрия

Короткий адрес: https://readera.ru/14340281

IDR: 14340281

Статья