Особенности восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера)

Автор: Вятлева Ольга Алексеевна, Курганский Александр Михайлович, Кучма Владислав Ремирович, Текшева Любовь Михайловна

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 1, 2012 года.

Бесплатный доступ

Проведено сравнение удобочитаемости трех различных носителей информации: бумаги, персонального компьютера (ЖК монитор) и ридера у 30 школьников 12-14 лет. С помощью комплексной оценки качества деятельности (скорость чтения вслух, количество ошибок при чтении, интегральный показатель степени сложности зрительной задачи), ее физиологической стоимости (по данным ЭЭГ, ЭОГ и ЭКГ), а также субъективного предпочтения в выборе носителя со стороны школьников показано, что по сумме признаков ридер занимает промежуточное положение между печатным текстом и экраном компьютера. Выявлен эффект повышенной эмоциональной напряженности при чтении ридера, проявляющийся в сохранении активации симпатической нервной системы после завершения чтения. Показана необходимость дополнительных исследований.

Еще

Ридер, электронная книга, электронная бумага, удобочитаемость, функциональное состояние, дети, подростки, электрокулография, электроэнцефалография, вариабельность сердечного ритма

Короткий адрес: https://readera.ru/14340211

IDR: 14340211

Список литературы Особенности восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера)

  • Вятлева О.А. и др. О психотропном влиянии препаратов полиненасыщенных жирных кислот класса «Омега-3» на здорового человека. Военно-медицинский журнал. 2007; т. 328; 2:16-23.
  • Иванов В.В. и др. Особенности движений глаз у детей младшего школьного возраста в процессе чтения текстов разной сложности. Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. 2010:611-616.
  • Иванов Э.Ю. Эффективность применения оптических фильтров с фрактально-матричной топологией для сохранения профессионального здоровья персонала видеодисплейных терминалов. Автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб.; 2009.
  • Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЦВВР; 2003.
  • Куклеев В.А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте. Ульяновск: Ульяновский гос. технический ун-т; 2009.
  • ОСТ 29.116-98. Стандарт отрасли. Издания учебные для общего и начального профессионального образования. Общие технические условия. М.; 1998.
  • СанПиН 2.4.7.1166-02. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. М.; 2002.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологичес-кие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. М.; 2010.
  • СанПиН 2.2.2.2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. М.; 2003.
  • Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. М.;
  • Awang S. A. et al. Spectral Density Analysis: Theta Wave as Mental Stress Indicator. Communications in Computer and Information Science. Signal Processing, Image Processing and Pattern Recognition. 2011; 1; V. 260:103-112.
  • Cremades J. G. et al. Human-computer interfaces with regional lower and upper alpha frequencies as on-line indexes of mental activity. Computers in Human Behavior 20. 2004:569-579.
  • Jacob Robert J.K., Karn Keith S. Eye tracking in human-computer interaction and usability research: ready to deliver the promises in: The Mind's Eye: Cognitive and Applied Aspects of Eye Movement Research (Ralph Radach, Jukka Hyona, Heiner Deubel editors). 2003:573-605.
  • Hauro I. et al. Measurement of Visual Fatigue from Reading on Electronic Paper. Journal of the Institute of Image Information and Television Engineers. 2005; 59 (3):403-406.
  • Kang Y. et al. A study of e-book operation in usability and mental workload. HAAMAHA. 2004; 9:489-496.
  • Shen I-H et al. Lighting, font style, and polarity on visual performance and visual fatigue with electronic paper Displays. Displays. 2009; 30 (2):53-58.
  • Trejo, L.J., et al. Measures and models for estimating and predicting cognitive fatigue. Psychophysiology. 2004; 1:41-S86.
  • Wu H. et al. Ergonomic evaluation of three popular Chinese e-book displays for prolonged reading. International Journal of Industrial Ergonomics. 2007; 37:761-770.
Еще
Статья научная