Особенности роста и развития младших школьников с позиций полового диморфиза (научный обзор). Сообщение I

Автор: Моргачев Олег Васильевич

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 2, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен обзор данных литературных источников, посвященных особенностям роста и развития детей младшего школьного возраста (7-10 лет) с позиций полового диморфизма. Показано, что между мальчиками и девочками существуют различия в физическом развитии, постуральной устойчивости. Рост мальчиков младшего школьного возраста в среднем на 1 см превосходит рост девочек того же возраста, проживающих в одном с ними регионе. У девочек содержание жирового и костного компонента выше, а мышечного - ниже, чем у мальчиков. Объем мозга мальчиков и его компонентов в среднем на 9% больше, чем у девочек. Организм мальчиков в период обучения детей в младшей школе ориентирован на повышенные по сравнению с девочками физические нагрузки, в том числе силовые и скоростно-силовые, бóльшую двигательную и пространственную активность. У девочек происходит более раннее развитие сенсорных систем и способности к интеграции информационных сигналов, поступающих от органов чувств в центральную нервную систему, что проявляется в лучшей постуральной устойчивости, чем у мальчиков того же возраста. Выявленные различия могут использоваться для обоснования дифференцированного подхода к организации образовательного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для роста и развития, в том числе физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, поддержки оптимального функционирования их организма.

Еще

Гигиена детей, младшие школьники, физическое развитие, функциональные показатели, психофизиологические показатели, половые различия, дифференцированный подход

Короткий адрес: https://readera.ru/14340418

IDR: 14340418

Список литературы Особенности роста и развития младших школьников с позиций полового диморфиза (научный обзор). Сообщение I

  • Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детского организма: лекция. М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2013. 30 с.
  • Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008. 480 с.
  • Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации (выпуск VI). М.: Издательство «Педиатрь»; 2013. 192 с.
  • Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 12 (67): 35-40.
  • Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Ямпольская Ю.А. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8-15 лет (по результатам лонгитудинальных исследований). Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2012; 1: 76-83.
  • Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России. Российский педиатрический журнал. 2005; 2: 30-39.
  • Fryar C.D., Gu Q., Ogden C.L., Flegal K.M. Anthropometric reference data for children and adults: United States, 2007-2010. US National Center for Health Statistics. Vital Health Statistics, 2012; 11(252).
  • Growth reference 5-19 years (Референсные значения показателей физического развития детей и подростков 5-19 лет). Веб-сайт Всемирной организации здравоохранения -Режим доступа: http://www.who.int/growthref/en/
  • Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2013; 8: 9-12.
  • Зубарева В.В. Физическое развитие 9-летних школьников г. Москвы на фоне демографической ситуации в России на рубеже XX и XXI веков. Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2016; 4: 127-131.
  • Заболотная С.В., Крикун Е.Е., Щеголева Т.Н. Показатели физического развития детей младшего школьного возраста, проживающих в центрально-черноземном регионе России. Новые исследования. 2009; 4: 60-65.
  • Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Физическое развитие детей 9-11 лет -уроженцев среднего Приобья. Экология человека. 2015; 6: 20-23.
  • Абрамишвили Г.А., Карпов В.Ю. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014; 11(117): 7-12.
  • Lenroot R.K., Giedd J.N. Brain development in children and adolescents: Insights from anatomical magnetic resonance imaging. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2006; 30: 718-729.
  • Klabunde M., Weems C.F., Raman M., Carrion V.G. The moderating effects of sex on insula subdivision structure in youth with posttraumatic stress symptoms. Depression and Anxiety: The official journal of AADA. 2016; 00: 1-8.
  • Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи -учителям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 2001. 184 с.
  • Уразаев К.Ф., Уразаева Ф.Х., Сайфутдинова И.Ф., Кисленко О.В. Половые различия латерализации мозга младших школьников. Успехи современного естествознания. 2007; 9: 71-72.
  • Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5-7 лет. Новые исследования. 2013; 4(37): 20-36.
  • Smith A.W., Ulmer F.U., Wong D.P. Gender differences in postural stability among children. Journal of Human Kinetics. 2012; 33: 25-32. Section I -Kinesiology DOI: 10.2478/v10078-012-0041-5
  • Geldhof E., Cardon G., De Bourdeauhuij I., Danneels L., Coorevits P., Vanderstraeten G., De Clercq D. Static and dynamic standing balance: test-retest reliability and reference values in 9 to 10 year old children. Eur J Pediatr. 2006; 65(11): 779-786.
  • Lee A.J., Lin W.H. The influence of gender and somatotype on single-leg upright standing postural stability in children. J Biomech. 2007; 23(3): 173-179.
  • Riach C., Starkes J. Stability limits of quiet standing postural control in children and adults. Gait Posture. 1993; 1(2): 105-111.
  • Odenrick P., Sandstedt P. Development of postural sway in the normal child. Hum Neurobiol. 1984; 3(4): 241-244.
  • Steindl R., Kunz K., Schrott-Fischer A., Scholtz A.W. Effect of age and sex on maturation of sensory systems and balance control. Dev Med Child Neurol. 2006; 48(6): 477-482.
  • Hirabayashi S., Iwasaki Y. Developmental perspective of sensory organization on postural control. Brain Dev. 1995; 17(2): 111-113.
Еще
Статья обзорная