Особенности формирования позы школьников при работе с планшетом и ноутбуком

Автор: Яцковськая Наталия Яковлевна, Джуринская С.Н., Шкарбан Е.С.

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Предыдущие исследования рабочей позы учащихся проводились при выполнении ими традиционных видов учебной деятельности (чтение учебников, письмо в тетради). Полькой Н.С. установлено, что во время работы с клавиатурой была поза с разной степенью наклона корпуса туловища вперед. Выпрямленное положение корпуса или отклонение его назад наблюдались во время рассматривания информации на экране монитора. Выпрямленная поза ребенка при письме и чтении считается неоптимальной, тогда как при работе учащихся за компьютером эта поза является физиологически оправданной и обеспечивает оптимальные условия для зрительной работы. Внедрение в школах планшетов (ПТ) и ноутбуков (НБ) потребовало проведения исследований с определением особенностей формирования рабочей позы школьников во время работы с данными типами техники. Цель. Оценить особенности формирования рабочей позы школьников при работе с планшетом и ноутбуком. Материалы и методы. В условиях естественного гигиенического эксперимента проведены гониометрические измерения с определением основных показателей рабочей позы у 133 учащихся. Результаты обработаны с использованием методов вариационной статистики, дисперсионного и корреляционного анализов, что позволило рассчитать средние величины показателей рабочей позы, степень их значимости и взаимосвязи, а также вклад в формирование рабочей позы. Результаты. Установлено, что все изученные показатели рабочей позы находятся в различной степени связи. Высокая степень положительной связи выявлена между следующими показателями: угол наклона головы и угол наклона туловища (r=0,8, р≤0,01); угол наклона головы и угол взора (r=0,8, р≤0,01); угол наклона головы и расстояние от глаз до экрана (r=0,8, р≤0,01). Высокая степень отрицательной связи выявлена между следующими показателями: угол локтевого сустава и расстояние от глаз до экрана (r= -0,7, р≤0,01 ); угол взора и расстояние от глаза до экрана (r= -0,9, р≤0,01); угол линии визирования и угол локтевого сустава (r= -0,7, р≤0,01). Значимость (удельный вес) каждого гониометрического показателя в формировании позы определяли при помощи дисперсионного анализа. При значении показателя 20,0% и более данный показатель считался значимым при формировании рабочей позы школьника. Установлено, что все показатели, кроме угла тазобедренного и коленного суставов, являются весомыми. Доказано, что наибольший вклад (р

Еще

Школьники, рабочая поза, планшет, ноутбук

Короткий адрес: https://readera.ru/14340288

IDR: 14340288

Статья