Особенности динамики функционального состояния организма учащихся 5-9-х классов в процессе обучения

Автор: Поленова Марина Альбертовна

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье обобщены результаты популяционных исследований по изучению особенностей динамики функционального состояния организма учащихся 5–9-х классов в процессе их учебной деятельности. Установлены возрастно-половые особенности умственной работоспособности и функционального состояния организма, характерные для современной популяции школьников. При этом определены возрастно-половые нормативы показателей умственной работоспособности учащихся среднего школьного возраста, расширяющие возможности индивидуальной оценки уровня их психофизиологического развития как основы личностно-ориентированного подхода в обучении. В ходе ретроспективного анализа установлены тенденции и закономерности 35-летней динамики показателей умственной работоспособности учащихся, свидетельствующие о существенном снижении функциональных возможностей организма современных школьников по сравнению со сверстниками 70-х гг. ХХ века. Также получены данные о значительном ухудшении работоспособности и функциональных возможностей организма учащихся 5–9-х классов в динамике обучения, что свидетельствует о высокой физиологической стоимости учебной деятельности и необходимости ее гигиенической оптимизации.

Еще

Учащиеся, функциональное состояние организма, умственная работоспособность, функциональные возможности, физиологическая стоимость обучения, большие образовательные нагрузки, адаптация к учебной деятельности

Короткий адрес: https://readera.ru/14340241

IDR: 14340241

Список литературы Особенности динамики функционального состояния организма учащихся 5-9-х классов в процессе обучения

  • Баранов А.А., Сухарева Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5: Прил. 1: 14-20.
  • Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье -среда обитания»: Автореф. дис. … докт. мед. наук. Н. Новгород; 2010.
  • Жигарева Н.С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М.; 2008.
  • Камаев И.А., Чекалова С.А. Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста. Российский педиатрический журнал. 2012; 3; 54-60.
  • Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Сравнительный ретроспективный анализ физического и биологического развития школьников Москвы. Гигиена и санитария. 2012; 4: 47-52.
  • Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт; 2004.
  • Валеева Э.Р. Гигиеническое обоснование приоритетных задач при охране здоровья школьников: Автореф. дис. … докт. мед. наук. Казань; 2007.
  • Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН; 2009.
  • Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Поленова М.А., Александрова И.Э., Седова А.С., Лапонова Е.Д., Шумкова Т.В., Лашнева И.П., Березина Н.О., Лапонов Л.А. Профилактика нарушений здоровья в школе. Способы гигиенической оптимизации учебного процесса. Germany, Saarbruchen: Palmrium Academic Publishing; 2012.
  • Šеvčiková L., Lipkova V., Liška J. Postup pri hodnoteni rezimu dna deti v ZS v SSR. Acta hyg.,epid. et microbiolog. Prilona. 1982; 5: 62-73.
  • Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива. Сборник трудов Ярославского пед. института им. К.Д. Ушинского. Ярославль; 1977; вып. 50: 7-95.
  • Сердюковская Г.Н., Громбах С.М., ред. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: Медицина; 1975.
  • Седова А.С. Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе: Автореф. дис.... канд. мед. наук. М.; 2006.
  • Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис…. докт. мед. наук. М.; 2003.
  • Поленова М.А. Научные основы гигиенической оптимизации организации обучения в средней школе: Автореф. дис. … док. мед. наук. М.; 2013.
Еще
Статья научная