Нейробиологические особенности мальчиков и девочек (научный обзор)

Автор: Вятлева Ольга Алексеевна

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 2, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья содержит обзор литературы, посвященной нейробиологическим различиям между мальчиками и девочками школьного и дошкольного возраста. Данные нейроморфологических и нейрофизиологических исследований, приведенные в статье, свидетельствуют о различиях в морфологии мозга мальчиков и девочек и темпах его созревания в онтогенезе. Показано опережающее морфофункциональное развитие мозга девочек на ранних (до наступления половой зрелости) этапах онтогенеза. Описаны обусловленные влиянием половых гормонов особенности формирования межполушарной асимметрии у мальчиков и девочек в виде более раннего функционального созревания левого полушария у девочек и правого у мальчиков. Показана связь между формированием функциональной межполушарной асимметрии и использованием детьми разного пола различных полушарных стратегий в вербальной и образно-пространственной деятельности. Приведенные данные свидетельствуют о различных функциональных возможностях мальчиков и девочек школьного возраста и служат физиологическим основанием для разработки гендерного подхода к школьному обучению.

Еще

Дети, подростки, онтогенез, нейроморфология, нейрофизиология, функциональная межполушарная асимметрия, мозговые стратегии когнитивной деятельности

Короткий адрес: https://readera.ru/14340383

IDR: 14340383

Список литературы Нейробиологические особенности мальчиков и девочек (научный обзор)

  • Burman D.D., Bitan T., Booth J.R. Sex differences in neural processing of language among children.Neuropsychologia.2008; 46(5): 1349-1362.
  • Vlachos F., Bonoti F. Explaining age and sex differences in children's handwriting: A neurobiological approach. European Journal of Developmental Psychology. 2006; 3(2): 113-23.
  • Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер; 2003. 544 с.
  • Коновалов В.Ф., Журавлев Г.И., Сериков И.С. Особенности простых и сложных форм памяти в зависимости от возраста и пола. Вопросы психологии. 1987; 4: 139-44.
  • Hyde J.S. The gender similarities hypothesis. American Psychologist. 2005; 60(6): 581-92.
  • Lenroot R.K., Giedd J.N. Brain development in children and adolescents; insights from anatomical magnetic resonance imaging. Neurocsi Biobehav Rev. 2006; 30: 718-29.
  • Lenroot R.K. Gogtay N., Greenstein D.K., Wells E.M., Wallace G.L., Clasen L.S., Blumenthal J.D., Lerch J., Zijdenbos A.P., Evans A.C., Thompson P.M., Giedd J.N. Sexual dimorphism of brain developmental trajectories during childhood and adolescence.NeuroImage. 2007; 36: 1065-73.
  • Gurian M., Stevens K. With boys and girls in mind.Educational Leadership.2004; 62 (3): 21-26.
  • Giedd J.N., Castellanos F.X., Rajapakse J.C., Vaituzis A.C., Rapoport J.L. Sexual dimorphism of the developing human brain.Prog.Neuropsychopharmacol. Biol. Psychiatry. 1997; 21: 1185-201.
  • Ingalhalikar M., Smith A., Parker D., Satterthwaite T.D., Elliott M., Ruparel K., Hakonarson H., Gur R.E., Gur R.C., Verma R. Sex differences in the structural connectome of the human brain. Proceeding of the National Academy of Science of the USA. 2013; 11(2): 823-28.
  • Perrin J.S., Hervé.P-Y., Leonard G., Perron M., Pike G. B. Pitiot A., Richer L.,Veillette S., Pausova Z., Paus T. Growth of White Matter in the Adolescent Brain: Role of Testosterone and Androgen Receptor. The Journal of Neuroscience. 2008; 28 (38): 9519-24.
  • Schulz K.M., Molenda-Figueira H.A., Sisk C.L. Back to the Future: The Organizational-Activational Hypothesis Adapted to Puberty and Adolescence. HormBehav. 2009; 55(5): 597-604.
  • Tan U. Serum testosterone levels in male and female subjects with standard and anomalous dominance.International Journal of Neuroscience. 1991; 58(3-4): 211-14.
  • Fischer K.W. Dynamic cycles of cognitive and brain development: Measuring growth in mind, brain and education: The educated brain. Cambridge U.K.: Cambridge University Press, 2008:127-150.
  • Горбачевская Н.Л., Кожушко Л.Ф. Динамика формирования ЭЭГ у мальчиков и девочек школьного возраста (по данным 9-летнего наблюдения). Журн. невропатол. и психиатр. 1990; 90 (8): 75-79.
  • Benninger C., Matthis P., Scheffner D. EEG development of healthy boys and girls. Results of a longitudinal study. Electroencephalogr Clin Neurophysiol. 1984; 57:1-12.
  • Eeg-Olofsson O. The development of the electroencephalogram in normal children and adolescents from the age of 1 through 21 years. Actapaediat.scand. Suppl. 1970; 208:1-47.
  • Matousek M. and Peterse´n I. Frequency analysis of the EEG in normal children and adolescents: Automation of Clinical Electroencephalography. New York: Raven Press, 1973: 75-102.
  • Гавриш Н.В., Малых С.Б. Природа изменчивости индивидуальных различий частотных характеристик альфа-диапазона ЭЭГ детей 6-8 лет. Журнал высшей нервной деятельности 1994; 44(1): 8-17.
  • Jovanovic V., Martinovic Z., Ristanovic D., Mihajlovic M. Gender differences in quantitative EEG maturation during childhood. EEG and Clin. Neurophysiol. 1997; 103(1):117.
  • Harmony Th., Marosi E., Díaz de León A.E., Becker J., Fernández Th. Effect of sex, psychosocial disadvantages and biological risk factors on EEG maturation. EEG and Clin.Neurophysiol. 1990; 75 (6): 482-491.
  • Семенова Н.Ю. Возрастные особенности показателей спектральной мощности основных ритмов электроэнцефалограммы у детей. Медицинский научный и учебно-методический журнал. 2006; 31: 220-237.
  • Campbell I.G., Darchia N, Khaw W.Y., Higgins L.M., Feinberg I. Sleep EEG Evidence of Sex Differences in Adolescent Brain Maturation.Sleep. 2005;28 (5): 637-643.
  • Thatcher R.W. Cyclic cortical reorganization: Origins of human cognitive development.: Human Behavior and the Developing Brain. NewYork: Guilford Press.,1994: 232-266.
  • Панасевич Е.А. Половые особенности пространственно-временной организации взаимодействия биопотенциалов мозга у взрослых и детей. Автореферат дисс. … к. б. н. Санкт-Петербург; 2009. 26 с.
  • Marosi E., Harmony T., Becker J., Bemal J., Reyes A., Rodriguez M., Fernandez T. Sex differences in EEG coherence in normal children. Int. J. Neurosci. 1993; 72: 115-21.
  • Barry R.J., Clarke A.R., Mc CarthyR., Selikowitz M., Johnstone S.J., Rushby J.A. Age and gender effects in EEG coherence: I. Developmental trends in normal children.Clinical Neurophysiology. 2004; 115(10): 2252-58.
  • Hanlon H., Thatcher R.W., Cline M.J. Gender Differences in the Development of EEG Coherence in Normal Children. Developmental Neuropsychology. 1999; 16(3): 479-506.
  • Hall J.J., Neal T.J., Dean R.S. Lateralization of Cerebral Functions: The Neuropsychology Handbook. Third edition.New York: Springer; 2008.
  • Hier D.B., Crowley W.F. Jr. Spatial ability in androgen-deficient men. N Engl J Med., 1982; 306: 1202-05.
  • Mueller S.C., Temple V., Oh E., Van Ryzin C., Williams A., Cornwell B., Grillon C., Pine D.S., Ernst M., Merke D.P. Early androgen exposure modulates spatial cognition in congenital adrenal hyperplasia (CAH). Psychoneuroendocrinology, 2008; 33: 973-80.
  • Spironelli C., Penolazzi B., Angrilli A. Gender Differences in Reading in School-Aged Children: An Early ERP Study.Developmental Neuropsychology. 2010; 35(4): 357-75.
  • Вятлева О.А. Половые различия в качестве вербальной и образно-пространственной деятельности и ее физиологическом обеспечении у школьников 6-8-х классов: Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология. Барнаул: АлтГПА, 2013. 180 с.
  • Vyatleva O., Goncharova G. Research on single sex education in Russian schools.: Equity, Education and Health: Learning from Practice. CBO, 2014: 89-92.
  • Burman D.D., Minas T., Bolger D.J., Booth J. R. Age, sex, and verbal abilities affect location of linguistic connectivity in ventral visual pathway. Brain & Language. 2013; 124: 184-93.
  • Linn M.C., Petersen A.C. Emergence and characterization of sex differences in spatial ability: A meta-analysis. Child Development.1985; 56: 1479-98.
  • Voyer D., Voyer S., Bryden M.P. Magnitude of sex differences in spatial abilities: A meta-analysis and consideration of critical variables. Psychological Bulletin.1995; 117: 250-70.
  • Waber D.P. Sex differences in mental abilities, hemispheric lateralization, and rate of physical growth at adolescence. Developmental Psychology. 1977; 13: 29-38.
  • Witelson S.F. Early hemisphere specialization and interhemisphere plasticity: An empirical and theoretical review: Language and development and neurological theory. New York: Academic Press, 1976: 213-87.
  • Roberts J.E., Bell M.A. Sex Differences on a Mental Rotation Task: Variations in Hemispheric Activation Between Children and College Students Thesis submitted to the faculty of Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science in Psychology. 1999.
  • Sax L. Six degrees of separation: What teachers need to know about the emerging science of sex differences. Educational Horizons. 2006; 84: 190-200.
  • Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом; 2010. 80 с.
  • Лапонова Е.Д, Вятлева О.А. Профилактический потенциал гендерной дифференциации образовательного процесса. Научные ведомости БелГУ. 2014; 24 (28/1): 103-08.
Еще
Статья обзорная