"Не препятствуй мне излить на них мой гнев и уничтожить их" (Исх. 32:10). Богословие гневающегося бога в священном писании

Автор: Волчков Алексий Сергеевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (75), 2017 года.

Бесплатный доступ

Православное богословие учит нас тому, что Бог являет Собой воплощение абсолютной святости. Эта святость в числе прочего подразумевает Его бесконечное милосердие и любовь к людям. Однако, как быть с теми страницами Библии, где описывается Божья ярость, Его мщение или гнев? В христианской богословской традиции сформировалось несколько подходов к решению этого герменевтического затруднения: аллегорический подход, «функциональный маркионизм» (термин Э. Зиберта) и стратегия толковать одни места Писания посредством других, более «возвышенных» и «прогрессивных». Эти подходы критически рассматриваются в статье. Автор предпринимает попытку серьезного отношения к нередким в Писании картинам, описывающим гнев Божий и Его возмездие, и задаётся вопросом, как изменится наше учение о Боге в этом случае. Также в работе представлен такой нередкий в современной академической литературе подход как деконструкция (М. Бал, Ф. Трибли, И. Шервуд)

Еще

Библия, ветхий завет, герменевтика, библейское богословие, теодицея, маркион, аллегорический метод интерпретации, деконструкция

Короткий адрес: https://readera.ru/140223432

IDR: 140223432

Список литературы "Не препятствуй мне излить на них мой гнев и уничтожить их" (Исх. 32:10). Богословие гневающегося бога в священном писании

  • Библия. Современный русский перевод. М.: Российское библейское общество, 2015. 2-е изд., перераб. и доп. 1408 с.
  • Жирар Р. Насилие и священное/пер. Г. М. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000; 2-е изд., испр., 2010.
  • Aichele G. Jesus’s violence//Violence, Utopia and the Kingdom of God. Fantasyand Ideology in the Bible/ed. by Tina Pippin and George Aichele. New York:Routledge, 2002. P. 72-92.
  • Bal M. Anti-Covenant: Counter-Reading Women’s Lives in the Hebrew Bible.Sheffield: Almond, 1989.
  • Bal M. Death and Dissymmetry: The Politics of Coherence in the Book of Judges.Chicago, IL: University of Chicago Press, 1988.
  • Bal M. Murder and Difference: Gender, Genre and Scholarship on Sisera’s Death/transl. M. Gumpert. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press,1988.
  • Bal M. Lethal Love: Feminist Literary Readings of Biblical Love Stories.Bloomington and Indianapolis, IN: Indiana University Press, 1987
  • Brueggemann W. Teology of the Old Testament. Testimony, Dispute, Advocacy.Minneapolis, MN: Fortress Press, 1997.
  • Brueggemann W. An Introduction to the Old Testament. The Canon and ChristianImagination. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 2003.
  • Collins J. Te Zeal of Phinehas: Te Bible and the Legitimationof Violence//Journal of Biblical Literature. 122.1 (2003). P. 3-21.
  • Desjardins M. Peace, Violence and the New Testament. Sheffield: SheffieldAcademic, 1997.
  • Fretheim T. God and Violence in the Old Testament//Word and World 24 (2004).P. 18-28.
  • Fretheim T. Is the Biblical Portrayal of God Always Trustworthy?//Terence E. Fretheim and Karlfried Froehlich, The Bible as Word of God in a PostmodernAge. Minneapolis, MN: Fortress, 1998. P. 97-111.
  • Fretheim T. Teological Reflections on the Wrath of God in the OldTestament//Horizons in Biblical Teology. 24 (2002). P. 14-17.
  • Girard R. La violence et le sacré. Paris: Grasset, 1972.
  • Harnack A., von. History of Dogma. Vol. I/transl. by N. Buchanan. Boston, MA:Litle, Brown, and company, 1901.
  • Latvus K. God, Anger, and Ideology: Te Anger of God in Joshua and Judges.Sheffield: Sheffield Academic, 1998.
  • Lüdemann G. Te Unholy in Holy Scripture: Te Dark Side of the Bible/transl.J. Bowden. Louisville: Westminster John Knox, 1997.
  • Middleton J. R. Created in the Image of a Violent God? Te Ethical Problemof the Conquest of Chaos in the Biblical Creation Texts//Interpretation. 58.4. 2004.P. 342-344.
  • Penchansky D. What Rough Beast? Images of God in the Hebrew Bible. Louisville,KY: Westminster John Knox, 1999.
  • Schwartz R. Te Curse of Cain: Te Violent Legacy of Monotheism. Chicago, IL:University of Chicago Press, 1997.
  • Seibert E. Disturbing Divine Behavior: Troubling Old Testament Images of God.Minneapolis, MN: Fortress, 2009.
  • Sherwood Y. Te Prostitute and the Prophet. Hosea’s Marriage in Literary-Teoretical Perspective//Journal for the Study of the Old Testament. SupplementSeries 212. 1996.
  • Stoebe H. J. סמח, ḥāmas, violence//Theological Lexicon of the Old Testament,3 vols./ed. by E. Jenni and C. Westermann, transl. by M. Biddle. Peabody, MA:Hendrickson, 1997. Vol. 1. P. 437-439.
  • Theological Dictionary of the New Testament/ed. by G. Kitel and G. Friedrich;transl. by G. W. Bromiley. Grand Rapids, MI: W. B. Eerdmans, 1985.
  • Trible P. Texts of Terror: Literary-Feminist Readings of Biblical Narratives(Overtures to Biblical Teology). Minneapolis, MN: Fortress Press, 1984.
  • Violence Renounced: René Girard, Biblical Studies, and Peacemaking/ed.W. M. Swartley. Telford, PA: Pandora, 2000.
  • Volf M. Exclusion and Embrace. Abingdon, 1996.
  • Wintermute O. S. Jubilees: A New Tranlsation and Untroduction//The OldTestament Pseudoepigrapha. Vol. 2/ed. J. Charlesworth. New York, 1985
Еще
Статья научная