Морфофункциональный статус подростков с патологией и без патологии слуховой сенсорной системы

Автор: Белова Ольга Анатольевна

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Ухудшение здоровья детей и подростков свидетельствует о неблагополучии, которое может привести к существующим ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. Ведущее место в структуре заболеваний детей и подростков занимают «пограничные состояния», которые рассматриваются как отражение изменений деятельности систем адаптации. Все эти аспекты необходимо учитывать при гигиенической оценке различных видов деятельности учащихся в школах разного типа. На фоне сохранения основных морфофункциональных закономерностей физического развития у школьников-подростков отмечаются отклонения тотальных размеров тела в сторону крайних вариантов. Цель. Оценка состояния морфофункционального состояния подростков с нарушением слуховой сенсорной системы и без таковой патологии. Материалы и методы. Оценка физического развития 130 школьников-подростков методом центильных шкал. Результаты. Гармоничное развитие наблюдалось у 26,4%, дисгармоничное развитие - у 36,4%, резко дисгармоничное развитие - у 37,2%, в основном за счет дефицита массы тела. У школьников-подростков наблюдался большой разброс значений тотальных размеров тела, особенно по длине тела: у девушек - от 150 см до 184 см, у юношей - от 164 см до 188 см. При сравнении физического развития мальчиков и девочек не выявлено достоверных различий, что отражает замедление и завершение ростового (пубертатного) ростового скачка у девочек и начало его у мальчиков, а также процесс деакселерации. Полученные результаты свидетельствуют о «грациализации». Гармоничное развитие наблюдалось у 27,3% юношей и 25,5% девушек (p>0,05), дисгармоничное - у 35,8% юношей и 37,1 % девушек (p>0,05), резко дисгармоничное - у 36,9% юношей и 37,4% девушек (p>0,05). В специальной (коррекционной) школе-интернате для глухих и слабослышащих детей получены следующие результаты: гармоничное развитие - у 36,4% юношей и 42,9% девушек (p>0,05), дисгармоничное развитие - у 9,1% юношей и у 28,6% девушек (p>0,05), резко дисгармоничное развитие - у 45,5% юношей и у 28,6% девушек (p>0,05). Лучшие показатели физического развития школьников-подростков, депривированных по слуху, связаны с меньшей интенсификацией учебной деятельности, продуманным режимом дня в школе-интернате, большей направленностью на поддержание здоровья детей - инвалидов, наличием дополнительных каникул, соответствием расписания ранговой шкале трудности уроков, меньшей наполняемостью классов. Материал подвергнут статистической обработке и является достоверным. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о значимости влияния школьных факторов на физическое развитие школьников-подростков 14-17 лет.

Еще

Подросток, развитие, грациолизация, состояние здоровья, дети с депривацией слуховой сенсорной системы

Короткий адрес: https://readera.ru/14340273

IDR: 14340273

Статья