Методика дозированной гидрокинезиотерапии при оздоровлении школьников с первичным ожирением

Автор: Маскова Г.С., Черная Н.Л., Белова Е.А., Григорьева О.И.

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Гидрокинезиотерапия - один из наиболее часто используемых методов оздоровления детей с ожирением. Однако в практике восстановительного лечения не существует общепринятых стандартов дозирования физической нагрузки во время занятий в воде для этой группы детей. Цель. Разработать эффективную методику лечебной гимнастики в бассейне для детей школьного возраста с первичным ожирением с учетом оценки реакции сердечно-сосудистой системы на предложенную физическую нагрузку. Материалы и методы. Нами была разработана оригинальная методика комплекса физических упражнений в воде для детей с ожирением. Курс оздоровления включал 12 занятий, проходивших 2 раза в неделю в крытом бассейне с пресной водой. Продолжительность каждого занятия составляла 30 минут и включала вводную, основную и заключительную части. Основная часть занятия состояла из сочетания умеренных силовых нагрузок с дыхательными упражнениями с временной задержкой дыхания. В заключительную часть занятий было включено плавание детей против направленного тока воды в течение 2 минут за 3-4 подхода. В качестве искусственного течения использовалась установка навесного противотока на стенке бассейна BADU JET standard. Для того, чтобы удержаться на месте в толще воды, ребенку приходилось активно «плыть», затрачивая достаточные усилия. В процессе занятия нами оценивалась частота пульса у детей перед началом занятия, после каждой части (3 измерения), в период восстановления. Группу наблюдения составили 40 школьников в возрасте 10-12 лет с первичным ожирением без осложнений. В динамике оздоровления был оценен нутритивный статус (ИМТ, окружность талии (ОТ), шеи (ОШ), процентное содержание жира в организме) и функциональное состояние организма (тест РWC170, сила мышц спины и живота), а после завершения оздоровления был определен коэффициент общей эффективности. Статистический анализ данных выполнен с использованием пакета прикладных программ Statistica 10. Различия считались статистически значимыми при p≤0,05. Результаты. В ходе оздоровительного курса условно выделено три периода: 1-й период (2 занятия) - ознакомление с методикой и освоение движений; 2-й период (3-6-е занятие) - врабатывание и овладение основными навыками движений; 3-й период (7-12-е занятие) - эффективная работа, выполняющая главную тренирующую функцию. В течение всего периода занятий признаков утомления тяжелой степени у детей не выявлено. Предложенная нами программа дозированных занятий в воде продемонстрировала свою эффективность у всех детей с ожирением: происходило снижение массы тела, ИМТ, процента жира в организме, ОШ (р≤0,05), ОТ (р≤0,01) и улучшение показателей функционального состояния организма. Высокий коэффициент эффективности общего оздоровления получен у 70% детей. Значения пульса именно этой группы (28 детей), полученные в 3-ем периоде оздоровительного курса, были использованы для вычисления оптимальных значений тренирующего пульса. Считаем, что полученные значения пульса (медиана и интерквартильный размах) у детей с ожирением в различных частях занятия, с одной стороны, вызывали тренирующий эффект, с другой - не приводили к переутомлению и истощению функциональных резервов организма детей с ожирением. Получены следующие значения пульса у детей с ожирением в ходе занятия: до занятий - 76 (64-76) уд./мин; после вводной части - 102 (96-104) уд./мин; после основной части - 120 (108-126) уд./мин; после заключительной части - 126 (124-136) уд./мин. Уровни прироста пульса у детей в различных частях занятия (1-3-я часть) составили 31%, 58%, 68% соответственно. Тренирующий пульс на занятии у школьников 10-12 лет был 120 (104-132) уд./мин. Период восстановления у детей был удлинен - 8 (7-10) минут. Заключение. При проведении гидрокинезиотерапии при оздоровлении детей с ожирением необходимо проводить дифференцированный подбор физических упражнений, в том числе с использованием противотока, а также осуществлять контроль реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на физическую нагрузку.

Еще

Ожирение, реабилитация, гидрокинезиотерапия, подростки

Короткий адрес: https://readera.ru/14340279

IDR: 14340279

Статья