3 т.18, 2015 - Образовательные технологии и общество

Выпуск журнала: Образовательные технологии и общество 2015 год №3 т.18

Файл выпуска не загружен.
Вы можете ознакомиться с публикациями выпуска постатейно!

IDR: 140207441 Короткий адрес: https://readera.ru/140207441

Статьи выпуска 3 т.18, 2015 Образовательные технологии и общество

О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования

О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования

Захарова Ирина Владимировна, Дудаков Сергей Михайлович, Язенин Александр Васильевич, Солдатенко Илья Сергеевич

Статья научная

Статья посвящена методическим аспектам разработки примерных образовательных программ высшего образования. Работа содержит перечень оптимизированных общепрофессиональных компетенций выпускников программ бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений и специальностей подготовки (УГНС) 2 Компьютерные и информационные науки области образования “Математические и естественные науки”. Проведен анализ профессиональных стандартов (ПС) на предмет соответствия оптимизированных общепрофессиональных компетенций (ООПК) обобщенным трудовым функциям (ОТФ) и трудовым функциям (ТФ), имеющим отношение к профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата и магистратуры. Для каждой ООПК составлена карта компетенций.

Бесплатно

Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе

Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе

Латышева Любовь Павловна, Скорнякова Анна Юрьевна, Черемных Елена Леонидовна

Статья научная

В статье рассмотрены аспекты ведения электронного образовательного портфолио будущими бакалаврами и магистрами педагогического образования. Демонстрируется модель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине, в освоении которой ключевым понятием является индивидуальный портфолио обучающегося. Приводится структура образовательного портфолио, включающего наряду с прочими данными результаты учебных достижений. Особое внимание уделено курсу «Электронный образовательный портфолио», организованному на базе среды Moodle, функционирующей на корпоративном сайте Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Представлены критерии оценки деятельности по ведению индивидуального курсового портфолио студента и его защите с результатами её апробации при изучении математики в педвузе.

Бесплатно

Формирование интеллектуального ядра сетевой инфраструктуры сферы высшего образования и науки

Формирование интеллектуального ядра сетевой инфраструктуры сферы высшего образования и науки

Цветков Валерий Анатольевич, Логинов Евгений Леонидович, Райков Александр Николаевич

Статья научная

Повышение эффективности складывающейся системы образовательных услуг затрудняют такие факторы, как: диспропорции в обеспечении текущих рыночных потребностей в специалистах и стратегических трендов развития информационного общества, консервативность системы образования в условиях динамичности рынка, разорванность образовательного потенциала и адресного характера приложения результата образовательного труда и т.п. В статье для решения этих проблем предлагается создание соответствующей сетевой инфраструктуры сферы высшего образования и науки и ее организационного интеллектуально-управляющего ядра.

Бесплатно

О дидактическом качестве электронных лекций

О дидактическом качестве электронных лекций

Ядровская Марина Владимировна

Статья научная

В статье рассмотрен вопрос о дидактическом качестве электронных лекций. Определены важные показатели дидактического качества учебных материалов, представленных в электронной форме: научность, информативность, доступность, скорость и степень понимания смысла, стимулирование и контроль деятельности. На основе некоторых из них проведено сравнение дидактического качества электронных лекций. Сделан вывод о том, что электронные лекции выполнены на хорошем научном уровне, достаточно информативны, но слабо влияют на скорость и степень понимания смысла, недостаточно стимулируют, мотивируют и контролируют деятельность. По мнению авторов, для размещения электронных учебных материалов необходимо разработать правила, которые обеспечат определенный уровень их дидактического качества и помогут подразделениям, ответственным за размещение ресурсов, регламентировать их качество. Логический вывод исследования сводится к подтверждению суждения о том, что информационная структура учебного курса является дидактической инвариантой процесса обучения, которая представляет собой «костяк» той модели образовательного процесса, в которой отражается не только содержание образования, но и выбранная технология обучения.

Бесплатно

Применение компьютерных игр как фактор повышения качества обучения информатике

Применение компьютерных игр как фактор повышения качества обучения информатике

Никитин Петр Владимирович, Горохова Римма Ивановна, Зайков Александр Сергеевич

Статья научная

В статье рассматривается методика обучения некоторых разделов информатики с использованием авторских компьютерных игр; приводятся психолого-педагогические принципы возможности использования данных игр на уроках информатики. Отметим, что предлагаемая методика была внедрена в обычные средние школы (не в лицеи, гимназии, физико-математические классы) и рассчитана на «среднего» учащегося, который мало мотивирован и еще не определился со своей дальнейшей профессиональной деятельностью. Так же в статье приведены результаты исследования, которые подтверждают эффективность применения компьютерных игр в обучении некоторых разделов информатики.

Бесплатно

Формирования ИКТ-компетенции будущих специалистов швейной отрасли средствами САПР Грация

Формирования ИКТ-компетенции будущих специалистов швейной отрасли средствами САПР Грация

Ежова Ольга Владимировна

Статья научная

Статья посвящена проблеме формирования ИКТ-компетенции будущих рабочих швейной отрасли. Обоснованы цель и задачи курса «Информационные технологии». Установлены объекты проектирования при изучении курса «Информационные технологии». Обоснован методологический подход к изучению профессионально ориентированного программного обеспечения. Охарактеризованы практические работы по созданию модели брюк средствами САПР Грация. Проиллюстрирована работа программного мастера «Отложить». Проанализированы пути сокращения объема учебно-методической документации: создание электронных пособий и сокращение описаний наиболее часто используемых программных операторов. Созданная система лабораторно-практических работ может быть использована при обучении будущих швейников и педагогов: учителей технологий и преподавателей ПТУЗ швейного профиля.

Бесплатно

Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании

Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании

Ибрагимова Ольга Васильевна, Кузнецова Нина Владимировна

Статья научная

В статье рассматриваются особенности применения дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования. Выделяются факторы, актуализирующие использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Формулируются цели применения дистанционных образовательных технологий. Разрабатываются критерии выбора средств организации электронного обучения. Описывается структура и содержание системы дистанционного обучения на основе использования среды Moodle. Определяются функции участников образовательного процесса в системе дистанционного обучения дополнительного профессионального образования. Представленный в статье материал апробирован в ходе реализации дополнительных профессиональных программ на базе Института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт» Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова.

Бесплатно

Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды

Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды

Поличка Анатолий Егорович, Лучанинов Дмитрий Васильевич

Статья научная

Рассматриваются понятия «информационная компетенция», «информационная компетентность», «творческая инициатива», «творческая инициатива студентов бакалавриата», «интерактивность информационно-образовательной среды». Предлагается модель организационно-методической деятельности преподавателя образовательной организации высшего образования по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды. Приводятся результаты эксперимента по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды. Отмечается, что интерактивность информационно-образовательной среды способна стать основой формирования творческой инициативы студентов бакалавриата

Бесплатно

О разработке электронных учебников по русскому языку как иностранному: лингводидактические особенности

О разработке электронных учебников по русскому языку как иностранному: лингводидактические особенности

Сабитова Регина Рифкатовна

Статья научная

Рассмотрение некоторых лингводидактических особенностей подготовки электронных учебников по русскому языку как иностранному (на базе системы управления обучением Moodle) осуществляется в методических целях. В статье анализируются возможности использования в качестве таких электронных учебников материалов внедряемого в настоящее время учебно-методического комплекса для иностранных студентов по дисциплинам, изучение которых предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для основной программы бакалавриата.

Бесплатно

Университеты и образовательные технологии для развития общества

Университеты и образовательные технологии для развития общества

Юдина Татьяна Николаевна, Богомолова Анна Викторовна, Петухова Ольга Викторовна

Статья научная

Для успешного развития нашей страны решающее значение имеет человеческий капитал, основными характеристиками человеческого капитала называют уровень образования граждан, их профессиональные компетенции, умение и готовность осваивать и применять новые знания. Эти требования повышают значение и ответственность национальной образовательной системы и прежде всего высшего профессионального образования: предстоит подготовить новое поколение специалистов, готовых освоить и внедрить современную практику управления, привести нашу страну к новой модели развития. Компьютерные технологии умножают образовательный и исследовательский потенциал учебных заведений, расширяя информационную базу и спектр методов анализа, дают дополнительные способы распространения результатов исследований, дистанционное обучение раздвигает размеры аудитории до всего общества. Как показывает зарубежный опыт, университеты, выполняя свои образовательные и исследовательские функции, создают потенциал и технологии, которые могут быть использованы в решении задач развития страны. Успех университетских проектов зависит от того, насколько общество и власти осознают образование и новые знания как экономическую потребность и условие повышения конкурентоспособности страны и благополучия граждан, готовы к преобразованиям, где реализован механизм распространения знаний, культура и практика сотрудничества с университетами. Одно из динамично развивающихся направлений сотрудничества - статистическое образование. Успеху содействует растущая востребованность статистических знаний и компетенций - по данным профессиональной сети LinkedIn, в декабре 2014 года специалисты в области обработки и анализа данных занимают первое место среди 25 самых востребованных профессий в мире [ 1 ]. В статье рассмотрен один из информационных ресурсов, разработанных в университетском сообществе России для продвижения статистической грамотности в нашей стране, потенциал которого может служить социально-экономическому развитию общества.

Бесплатно

Мониторинг эффективности результатов деятельности учителя: педагогическая техника

Мониторинг эффективности результатов деятельности учителя: педагогическая техника

Уткина Оксана Николаевна

Статья научная

В работе проанализирована значимость мониторинга педагогической техники учителя для учебно-воспитательного процесса с возможностью осуществления ее самокоррекции. Описана сущность мониторинга педагогической техники, в основу которой положена технология самокоррекции педагогической техники учителя с применением информационных технологий. Приведены критерии эффективности технологии самокоррекции педагогической техники учителя, обеспечивающие эффективность педагогической техники учителя, и, как следствие, эффективность результатов образовательного процесса. Автором заостренно внимание на изменении роли педагогической техники в современном учебно-воспитательном процессе; необходимости создания системы управления эффективностью самокоррекции педагогической техники учителя в образовательной организации. В работе приведены некоторые оценки результатов педагогической техники учителя при работе с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, с обучающимися, принадлежащими к различным этническим группам. Работа имеет практическую направленность.

Бесплатно

Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей

Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей

Волкова Елена Александровна

Статья научная

Получение грамотного специалиста на сегодняшний день является одной из актуальных и своевременных проблем практически каждого учебного заведения. В статье предлагаются методические приемы, реализованные с помощью интерактивного ПО Smart Notebook, которые позволяют не только мотивировать студентов к изучению своей будущей профессии, но и направить их самостоятельную деятельность на получение необходимых профессиональных знаний и умений. Предложен вариант программы курса «Мультимедиапроектирование», который может быть включен в учебный план любой непедагогической специальности.

Бесплатно

Дидактические аспекты применения интерактивных компьютерных технологий в лабораторном практикуме

Дидактические аспекты применения интерактивных компьютерных технологий в лабораторном практикуме

Баяндин Дмитрий Владиславович

Статья научная

Обсуждаются пути развития лабораторного практикума по физике средствами интерактивных компьютерных технологий. Рассматриваются технологические и дидактические аспекты этого процесса. Описываются варианты использования виртуальных учебных объектов различного типа для обеспечения поддержки операций, которые учащиеся выполняют при подготовке к лабораторным работам, при выполнении измерений и их обработке, при анализе результатов и составлении отчетов, а также при защите работ. Примеры приводятся, в основном, из состава компьютерной обучающей среды «Интер@ктивная физика», разработанной Институтом инновационных технологий (г. Пермь). Обсуждаются возможности интерактивных компьютерных моделей и тренажеров в формировании элементов эмпирического мышления и навыков проведения физического эксперимента.

Бесплатно

Дистанционное обучение молодых специалистов в сфере здравоохранения

Дистанционное обучение молодых специалистов в сфере здравоохранения

Рыбалкина Дина Хабибуллаевна, Дюсембаева Найля Камашевна, Ибраева Лязат Катаевна

Статья научная

В статье дан обзор дистанционных курсов "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" (Прагматические рандомизированные контролируемые исследования в здравоохранении) Каролинского института и «Global Health: Focusing on Quality and Safety» (Глобальное здравоохранение: акцент на качестве и безопасности) Гарвардского университета на образовательной онлайн-платформе edX с открытым доступом в качестве формы обучения эффективной организации профессиональной деятельности в сфере здравоохранения для молодых специалистов.

Бесплатно

Дидактическая инженерия: метрическая оценка академической компетентности по технологии обучение-тест

Дидактическая инженерия: метрическая оценка академической компетентности по технологии обучение-тест

Нуриев Наиль Кашапович, Старыгина Светлана Дмитриевна, Крылов Дмитрий Александрович

Статья научная

В работе показано, чтобы оценить качество владения какой-то компетенцией в метриках, т.е. с высокой надежностью необходимо провести пятистороннее тестирования по технологии обучение-тест. На практике часто возникает задача, когда качество владения компетенцией с допустимой надежностью необходимо оценить исходя только из показателей качества усвоенных знаний, т.е. возникает ситуация, когда требуется надежно оценить «целое» по его части. Приводится статистически обоснованный метод решения этой задачи. Метод можно реализовать с использованием традиционных оболочек тестирования.

Бесплатно

Инновационный учебный фразеологический словарь: элементы ИКТ в бумажном формате

Инновационный учебный фразеологический словарь: элементы ИКТ в бумажном формате

Рогалва Елена Ивановна, Никитина Татьяна Геннадьевна

Статья научная

В статье рассматриваются возможности использования учебного фразеологического словаря как одного из средств формирования ИКТ-компетенции младших школьников. С учетом фактора адресата обосновывается необходимость разработки специальной фразеографической технологии, продуктом которой является инновационный учебный словарь в бумажном формате. Обосновывается и описывается макро- и микроструктура такого фразеологического словаря. Приводятся фрагменты словарных статей, формирующих у адресата-ребенка навыки работы с компьютером. Дана оценка результатов использования инновационного фразеологического словаря в формировании ИКТ-компетенции у младших школьников.

Бесплатно

Информационная поддержка процессов анализа и оценки учебных и научно-технических работ обучающихся

Информационная поддержка процессов анализа и оценки учебных и научно-технических работ обучающихся

Тархов Сергей Владимирович, Минасова Наталья Сергеевна, Калимуллина Гульназ Рустэмовна

Статья научная

В статье приведена теоретико-множественная математическая модель и метод многофункционального анализа текста учебных и научно-технических работ обучающихся, показаны основные этапы анализа текста документов. Описаны основные действия, выполняемые экспертом в процессе автоматизированного анализа содержательной части документов, позволяющие: оценить приведенный в анализируемом документе список литературы, а также использование ссылок на литературу в тексте документа; осуществить поиск интересующей эксперта информации, содержащейся в документе; оценить качество документа путем анализа конгруэнтности текстов в его разделах. Рассмотрена практическая реализация метода многофункционального анализа текстового документа. Приведены описания разработанного программного продукта Multifunctional Text Analyzer и схема его работы.

Бесплатно

Показатели и критерии качества электронного учебного курса

Показатели и критерии качества электронного учебного курса

Шалкина Татьяна Николаевна

Статья научная

Рассмотрена проблема проектирования и оценки качества электронных учебных курсов в условиях компетентностного подхода к подготовке студентов. Компетентностная модель ориентирована на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, что требует переработки содержания электронных учебных курсов в соответствии с новыми требованиями. В статье определены этапы проектирования электронного учебного курса и требования, предъявляемые к качеству курса на каждом этапе. Представлена система показателей качества электронного учебного курса, которая интегрирует дидактические, технические, дизайн-эргономические и технологические характеристики. Приведены результаты экспериментальной работы по применению предложенной методики в оценке качества электронных учебных курсов.

Бесплатно

Внеаудиторный текущий интернет-контроль качества обучения

Внеаудиторный текущий интернет-контроль качества обучения

Евстигнеева Наталия Анатольевна

Статья научная

Представлена методика и результаты исследования основных показателей учебного процесса, организованного с применением текущего контроля в форме внеаудиторного интернет-тестирования (на примере образовательного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»). Анализ первичных данных, выполненный в пакете прикладных программ STATISTICA, позволил выявить факторы, влияющие на качество освоения учебного материала в изученных условиях. Предложен критерий уровня мотивации студентов к обучению. Даны рекомендации по повышению мотивации обучающихся к освоению программного материала в условиях реализации внеаудиторного текущего контроля в режиме онлайн.

Бесплатно

Разработка модели учебного электронного терминологического словаря тезаурусного типа для целей профессионально ориентированного обучения иностранному языку

Разработка модели учебного электронного терминологического словаря тезаурусного типа для целей профессионально ориентированного обучения иностранному языку

Чайникова Галина Раскатовна

Статья научная

В статье анализируются теоретические основы и опыт разработки учебных терминологических словарей, а также преимущества электронных словарей. Обосновываются преимущества тезаурусного подхода к составлению учебного терминологического словаря. Формулируются требования к учебному электронному терминологическому словарю как средству обучения. Предлагается модель учебного электронного терминологического словаря тезаурусного типа как пятикомпонентного образования, реализованная с помощью программы Microsoft FrontPage 2003. Описываются этапы разработки словаря и критерии формирования компонентов корпуса словаря и их функции.

Бесплатно

Выпуск журнала