Использование двигательной активности для оценки эффективности оздоровления детей

Автор: Платонова Алина Георгиевна, Подригало Л.В.

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к ухудшению здоровья детского населения обусловливает разработку необходимых оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Изменения социально-экономической обстановки на Украине повлекли за собой трансформацию отдыха и оздоровления: сокращение количества загородных оздоровительных учреждений (ОУ) и продолжительности оздоровительных смен до 14 дней. Применение традиционных критериев оценки эффективности оздоровления становится непоказательным из-за сокращенного периода смен. В сложившейся ситуации приоритетными следует считать обеспечение достаточной физической нагрузки, повышение потенциала адаптационных систем и сопротивляемости организма за счет оптимизации закаливания, насыщение организма необходимыми биологически активными веществами. Актуальным остается обоснование и апробация новых критериев, изучение их взаимосвязей с показателями, характеризующими здоровье детей. Цель. Гигиеническое обоснование использования двигательной активности (ДА) детей в качестве критерия оценки эффективности оздоровления. Материалы и методы. В исследовании в условиях загородного летнего оздоровительного учреждения приняли участие 54 ребенка в возрасте 10-14 лет (средний возраст составил 10,7±0,2 лет). Физическое развитие оценивали по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки (в паузе, на вдохе и на выдохе), ЖЕЛ, кистевой динамометрии обеих рук. Для оценки скорости реакции применялся «эстафетный тест» на обеих руках (Язловецкий В.С.,1991). Уровень ДА определяли по фактическому количеству локомоций в течение суток с использованием механических шагомеров «Заря». Величину основного обмена (ВОО), как энергетических затрат в покое с учетом пола, возраста и массы тела, определяли по рекомендованным ФАО/ВОЗ уравнениям (Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О., 2005). Результаты обработаны с использованием методов математической и вариационной статистики. Для показателей, измеренных количественно в шкале отношений, были рассчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона (r) с определением направленности их действия, статистически-значимые различия оценивали по критерию Стьюдента (t). Результаты. ДА отражает уровень физической работоспособности и связана с показателями, характеризующими морфофункциональное состояние школьников. Уровень ДА составил 1282,37±289,20 локомоции в сутки, что, на наш взгляд, явно недостаточно для профилактики гиподинамии. Важно, что организация режима в ОУ предполагает наличие компонентов и видов деятельности (плавание в море и бассейне, проведение зарядки в виде аквааэробики и т. п.), реализация которых не могла быть зафиксирована с помощью использованных нами устройств. В связи с этим полученные результаты нельзя считать окончательными, необходимо дополнительное исследование с применением хронометражных методик. Величина основного обмена в среднем составила 1350,51±33,69 ккал. Выявлено существенное превышение ВОО у мальчиков (1414,57±51,85 ккал) по сравнению с девочками (1270,44±33,86 ккал; p

Еще

Оздоровление, двигательная активность, физическое развитие, дети

Короткий адрес: https://readera.ru/14340283

IDR: 14340283

Статья