Информированность и формирование навыков личной и общественной профилактики инфекционных заболеваний у детей 9-16 лет

Автор: Платонова Алина Георгиевна

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. Исследования в области оценки эффективности профилактики инфекционных болезней среди школьников актуализируются в связи с превышением фактической наполняемости школ относительно проектной, отсутствием медицинского сопровождения в школе, обоснованием и внедрением новых гигиенических требований к условиям внутришкольной среды, а также в связи с модернизацией подходов к архитектурно-планировочным решениям современных школ. Цель. Изучить информированность и сформированность навыков личной и общественной профилактики инфекционных болезней у детей 9-16 лет. Материалы и методы. Проведено анкетирование 220 учащихся государственных школ г. Киева в возрасте 9-16 лет. Использована анкета по оценке информированности и формирования навыков личной гигиены и общественной профилактики инфекционных заболеваний у детей школьного возраста, разработанная НИИГОЗДиП РАМН (Кучма В.Р., Омариев З.М., 2014). Анкета включала следующие разделы: гигиенические навыки; профилактика инфекционных заболеваний; санитарное состояние умывален и туалетных комнат общеобразовательных учреждений. Результаты обработаны с использованием методов математической и вариационной статистики. Результаты. Установлено, что школьники знают о необходимости мыть руки перед едой в 93,6±1,6% случаев, а 6,4±1,6% детей считают, что руки мыть перед едой необходимо, только когда они грязные. Большинство (87,3±2,3%) опрошенных считают, что необходимо мыть руки после игры с животными, но 11,8±2,2% будут мыть руки в том случае, если животное бездомное («уличное»). Практически все дети (96,8±1,2%) знают, что необходимо регулярно мыть тело, но 22,3±2,8% считают, что это необходимо делать 1 раз в неделю, и 75,9±2,3% будут мыть тело 2-3 раза в месяц. Убеждены, что нельзя пользоваться чужой расческой и ножницами, 85,9±2,4% детей, но для каждого десятого школьника (10,0±2,0%) это допустимо в случае отсутствия собственных предметов. Две трети детей (71,8±3,0%) знают, что нельзя носить чужую одежду, обувь и головные уборы, а 8,6±1,9% опрошенных считают, что это можно делать всегда, тогда как каждый пятый школьник (19,6±2,7%) считает допустимым лишь иногда. Практически все опрошенные (98,2±0,9%) ученики знают, что нельзя пользоваться чужим носовым платком. Знают, что нельзя посещать товарища, заболевшего гриппом, половина школьников (50,9±3,4%), а 35,0±3,2% считают, что это зависит от тяжести заболевания, тогда как 14,1±2,4% подростков в любом случае посетят больного гриппом товарища. Установлено наличие навыков личной и общественной профилактики инфекционных болезней. Так, стригут ногти еженедельно 68,6±1,7% респондентов, а остальные с частотой 1 раз в месяц (6,8±1,7%). Отмечают за собой привычку постоянно грызть ногти 5,5±1,5% школьников и 20,5±2,7% - иногда. Большинство (88,6±2,1%) подростков указывают, что пользуются своим индивидуальным полотенцем; 92,7±1,8% подтверждают, что спят в своей индивидуальной кровати. 2,7±1,1% детей регулярно употребляет немытые овощи, фрукты и ягоды, а 14,09±2,35% делают это иногда; 5,5±1,5% респондентов пьют сырую воду из крана регулярно, а 7,3±1,8% делают это иногда. Две трети учащихся (76,882±2,9%) чистят зубы утром и вечером, но 20,5±2,3% - только утром или только вечером. Более половины школьников (61,4±3,3%) не грызут ручку или карандаш, а 11,4±2,1% делают это регулярно. Более половины (64,1±3,2%) школьников не гладят бездомных животных на улице, тогда как 13,6±2,3% делают это регулярно, а 22,3±2,8% гладят бездомных животных иногда. Заключение. Впервые изучены информированность и наличие навыков личной и общественной профилактики инфекционных болезней среди учащихся общеобразовательных школ Киева, однако эта информированность не соответствует значимости данных мер профилактики. Опрос учащихся показал их высокую информированность о необходимости регулярно осуществлять гигиенические мероприятия, обеспечивающие чистоту тела и рук, зубов, но низкую осведомленность о возможной передаче инфекции при посещении больного гриппом товарища. Выявленный уровень знаний свидетельствуют о низкой эффективности предмета «Основы здоровья», необходимости внедрения санитарно-просветительской работы среди обучающихся, которая должна соответствовать современным представлениям о личной и общественной профилактике и учитывать особенности формирования навыков личной гигиены и профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Еще

Школьники, личная гигиена, профилактика

Короткий адрес: https://readera.ru/14340282

IDR: 14340282

Статья