Статьи журнала - Историко-педагогический журнал

Все статьи: 417

145 лет со дня рождения Марии Монтессори

145 лет со дня рождения Марии Монтессори

Корнетов Григорий Борисович

Статья научная

Врач и психолог, педагог и дефектолог Мария Монтессори (1870-1952) разработала и реализовала на практике метод воспитания и обучения детей, выведенный из особенностей становления организма и психики ребенка, из его человеческой природы. Работая сначала с умственно отсталыми детьми, а затем с обычными детьми младшего школьного и дошкольного возраста, она пришла к выводу, что воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставлена умело направляемая учителем свобода действий. М. Монтессори основывала свой метод на создании условий для самовыражения и свободного развития индивидуальности ребенка, сводя к минимуму явное педагогическое руководство этим процессом и исключая какое-либо принуждение и насилие над детьми, что принесло ей известность как одному из лидеров движения свободного воспитания. Она была убеждена, что фундаментальное право человека - право на образование, свободное от препятствий, от рабства, свободное черпать из окружающей среды средства, необходимые для развития. Образование является основой для решения всех социальных проблем личности.

Бесплатно

2012 Годовой хроника синтописов тезисов (вопросы 1-12)

2012 Годовой хроника синтописов тезисов (вопросы 1-12)

Тезисы

В рубрике представлены материалы государственного библиографического указателя «Летопись авторефератов диссертаций» Российской книжной палаты за 2011 год (№ 1-12). Предлагается информация об авторефератах диссертаций по историко-педагогической проблематике, которые защищаются в научных и высших учебных заведениях Российской федерации соискателями ученых степеней доктора и кандидата наук.

Бесплатно

250 лет со дня рождения В. Ф. Малиновского, первого директора Царскосельского лицея

250 лет со дня рождения В. Ф. Малиновского, первого директора Царскосельского лицея

Градулева Ирина Вадимовна

Статья научная

Первый директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский не только проделал большую работу по организации лицейского образования, но оказал заметное влияние на воспитание лицеистов. Его педагогический талант сыграл важную роль в судьбе воспитанников.

Бесплатно

80 лет со дня рождения Олега Семеновича Газмана

80 лет со дня рождения Олега Семеновича Газмана

Корнетов Григорий Борисович

Статья научная

О. С. Газман (1936-1996) внес выдающейся вклад в развитие гуманистической педагогики, человекоцентрированного подхода к воспитанию детей и подростков. Он автор концепции педагогической поддержки ребенка в образовании, получившей широкое признание и успешно реализуемой в нашей стране.

Бесплатно

Anua linguarum reserata. («Открытая дверь к языкам») Я. А. Коменского [Яромир Червенка. Предисловие к критическому изданию учебника Коменского "Janua", выпущенному в Праге в 1959 г.]

Anua linguarum reserata. («Открытая дверь к языкам») Я. А. Коменского [Яромир Червенка. Предисловие к критическому изданию учебника Коменского "Janua", выпущенному в Праге в 1959 г.]

Дьяконов Игорь Викторович, Рыбаков Владимир Владимирович

Статья научная

Давно признано, что изучение творческого наследия основателя современной педагогической науки Я. А. Коменского - задача перво-степенной важности. Наибольших успехов в этой области достигли чешские и немецкие учёные, так что ознакомить русского читателя с их работами крайне полезно. Учебник для школ под названием «Дверь к языкам», которому посвящена публикуемая здесь статья чешского филолога-классика, историка философии и комениолога Яромира Червенки (1903-1983), был впервые напечатан Коменским в 1632 году, после чего выдержал немало переизданий. Однако в России он почти не известен, по крайней мере, он известен гораздо менее, чем трактаты Коменского и его иллюстрированный учебник «Чувственный мир в картинках» (1658). Настоящая публикация ставит своей целью восполнить этот пробел и ввести русскоязычного читателя в проблематику, связанную с Janua Коменского.

Бесплатно

Educational potential of spiritual and moral values of traditional culture

Educational potential of spiritual and moral values of traditional culture

Malievа Z.K.

Статья научная

Article examines the main factors of the problem of ethnic and cultural alienation of the individual in the modern world. Addresses the role of traditional spiritual and moral values of traditional pedagogy in addressing this issue.

Бесплатно

Ex providentia majorum... (к юбилею «Историко-педагогического журнала»)

Ex providentia majorum... (к юбилею «Историко-педагогического журнала»)

Уткин Анатолий Валерьевич

Ред. заметка

Бесплатно

K 70-летию научно-исследовательской деятельности лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах института теории и истории педагогики РАО

K 70-летию научно-исследовательской деятельности лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах института теории и истории педагогики РАО

Савина Алиция Казимировна

Статья научная

В статье рассматривается история становления лаборатории исследования образования и педагогики в зарубежных странах института теории и истории педагогики РАО. В публикации отражены наиболее значимые теоретические результаты деятельности лаборатории, а также отмечены заслуги коллектива и основоположников сравнительно-педагогических исследований в институте теории и истории педагогики РАО, начиная с истоков деятельности лаборатории.

Бесплатно

Mechanism of spreading pedagogical tradition

Mechanism of spreading pedagogical tradition

Yudina N.P.

Статья научная

He articles presents the authorial theory of pedagogical tradition and describes mechanisms of its promotion; the author concludes that promotion of pedagogical tradition is carried out by means of “flexible periphery” understood as personal absorption of the tradition as a whole or absorption of some of its meaningful elements; the mechanisms of promoting pedagogical tradition are choice, interpretation and acceptance.

Бесплатно

Modern problems of education in the light of the mentalpedagogical ideas Ushinski

Modern problems of education in the light of the mentalpedagogical ideas Ushinski

Chapaev N.K., Vereshchagina I.P.

Статья научная

This article will attempt to update the ideas of the mental training KDUshinskogo in today's social, cultural and educational situation in Russia.

Бесплатно

The tradition of intercultural communication in the sphere of education of the Russian abroad in China (1898-1945.): аn annotated index to the archives and libraries of Moscow and St. Petersburg. - M. : publishing house of Moscow Humanitarian University, 2015

The tradition of intercultural communication in the sphere of education of the Russian abroad in China (1898-1945.): аn annotated index to the archives and libraries of Moscow and St. Petersburg. - M. : publishing house of Moscow Humanitarian University, 2015

Kosinova Oksana A.

Рецензия

Annotated index is a type reference, is addressed to specialists; includes information about 240 the various documents of the four archives and eight libraries in these cities, equipped with the name, geographical and subject auxiliary pointers.

Бесплатно

«Воспитание делает всё»: воспитание и образование от Петра I до Александра I: точка зрения американского исследователя

«Воспитание делает всё»: воспитание и образование от Петра I до Александра I: точка зрения американского исследователя

Грант Стивен

Статья научная

В статье американского исследователя, руководителя семинара по русской истории в Вашингтоне С. Гранта представлен историко-генетический анализ взглядов на просвещение и образование в российском обществе конца XVII - начала XIX века.

Бесплатно

«Высочайшая точка, достигнутая русской педагогикой» (С. Н. Дурылин о педагогических идеях Л. Н. Толстого)

«Высочайшая точка, достигнутая русской педагогикой» (С. Н. Дурылин о педагогических идеях Л. Н. Толстого)

Корнетов Григорий Борисович

Статья научная

С. Н. Дурылин, развивая в 1907—1913 гг. педагогику свободного воспитания в России, опирался на педагогические идеи и опыт А. Н. Толстого 1860-х — 70-х гг. Постепенно он перешел от неприятия педагогических воззрений А. Н. Толстого 1890-х — 1900-х гг. к их признанию в качестве основополагающих в деле решения проблем воспитания и обучения подрастающих поколений.

Бесплатно

«Дело профессоров», или оправдание Рунича

«Дело профессоров», или оправдание Рунича

Возчиков Вячеслав Анатольевич

Статья научная

В статье раскрываются малоизвестные факты о нашумевшем в начале 19 века деле профессора Дмитрия Павловича Рунича.

Бесплатно

«Детский мир» Ушинского в контексте германских первоисточников

«Детский мир» Ушинского в контексте германских первоисточников

Безрогов Виталий Григорьевич, Тендрякова Мария Владимировна

Статья научная

Рассмотрено соотношение немецких учебников для чтения первой половины XIX века и «детского мира» К.Д.Ушинского. Показано активное взаимодействие Ушинского с педагогической культурой Германии и ее творческое усвоение при создании пособия для российских гимназий и уездных училищ.

Бесплатно

«Друзья мои, прекрасен наш союз...» (XXX сессия российских историков педагогики. Санкт-Петербург, 16-17 июня 2014 года)

«Друзья мои, прекрасен наш союз...» (XXX сессия российских историков педагогики. Санкт-Петербург, 16-17 июня 2014 года)

Богуславский Михаил Викторович, Куликова Светлана Вячеславовна, Шевелев Александр Николаевич

Ред. заметка

Бесплатно

«Жгучие» вопросы воспитательной литературы: вклад Н. И. Познякова

«Жгучие» вопросы воспитательной литературы: вклад Н. И. Познякова

Лучкина Ольга Александровна

Статья научная

В статье предлагается краткий обзор деятельности известного русского педагога и детского писателя Н. И. Познякова, в основе которой его рецензии на детские книги и изучение проблем критики детской литературы в целом.

Бесплатно

«Историко-педагогический журнал»: исторический взгляд на теорию и практику образования

«Историко-педагогический журнал»: исторический взгляд на теорию и практику образования

Корнетов Григорий Борисович

Ред. заметка

Миссия «Историко-педагогического журнала» - это не только изучение и популяризация педагогической культуры прошлого, но и осмысление с исторических позиций теории и практики современного образования.

Бесплатно

«Не знаю, что такое скука» : к 180-летию П. Ф. Лесгафта

«Не знаю, что такое скука» : к 180-летию П. Ф. Лесгафта

Уткин Анатолий Валерьевич

Статья научная

Петр Францевич Лесгафт - один из ярких представителей передовой педагогической мысли, выдающийся русский ученый-биолог, обогативший педагогическую теорию изучением закономерностей физиологического развития человека; автор капитальных трудов по истории и теории физического воспитания школьников; организатор массового педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях занимает особое место среди выдающихся деятелей российского образования второй половины XIX - начала XX столетия.

Бесплатно

Журнал