Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях

Автор: Кучма Владислав Ремирович, Ткачук Елена Александровна, Ефимова Наталья Васильевна

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 1, 2015 года.

Бесплатный доступ

Напряженный, интенсивный характер учебы, значительный объем учебных нагрузок, дефицит времени для усвоения информации отрицательно влияют на функциональное состояние ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на развивающийся организм. Для оптимизации учебной деятельности в современной школе необходима методика объективной оценки и анализа интенсификации и напряженности учебной деятельности детей. Задачи исследования: 1. Обоснование критериев напряженности учебной деятельности, как показателя ее интенсификации. 2. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности в начальных классах образовательных организаций. 3. Обоснование оптимизации напряженности учебной деятельности детей младшего школьного возраста в современных условиях. Исследование проведено методом естественного гигиенического эксперимента и включало два этапа: обоснование основных подходов и критериев оценки напряженности учебной деятельности детей и гигиеническую оценку напряженности учебной деятельности в начальных классах традиционных и инновационных образовательных организаций. Обоснована и доказана эффективность использования критериев напряженности учебной деятельности детей, учитывающих интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, их монотонность и режимы занятий. Общий показатель напряженности учебной деятельности достоверно выше в инновационной школе (2,5±0,1 балла) по сравнению с традиционной школой (1,7±0,1 балла, p

Еще

Гигиеническая оценка, интенсивность, напряженность учебной деятельности, эмоциональные, интеллектуальные, сенсорные нагрузки, режим деятельности

Короткий адрес: https://readera.ru/14340304

IDR: 14340304

Список литературы Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях

  • Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М.; 2001. 24 с.
  • Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М.; 2003. 48 с.
  • Агарков В.И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Ростов-на-Дону; 1987. 42 с.
  • Александрова И.Э., Степанова М.И. Утомительность школьных уроков: новый взгляд на старую проблему. В кн.: «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы». Материалы Всероссийско конференции. М.: НЦЗД РАМН, 2002: 29-32.
  • Калюжный Е.А. Оценка функционального состояния школьников методом кардиоинтервалографии при разных педагогических системах обучения. В кн.: «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы». Материалы Всероссийско конференции. М.: НЦЗД РАМН, 2002: 128-129.
  • Кирнасюк Е.В., Сетко Н.П. Формирование здоровья младших школьников в условиях полу пансионата гимназии. В кн.: «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы». Материалы Всероссийско конференции. М.: НЦЗД РАМН, 2002: 134-135.
  • Стунеева Г.И., Кирюшин В.А., Цурган А.М. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе. Гигиена и санитария. 2000; 3: 45-46.
  • Тимербулатов И.Ф., Зулькарнаев Т.Р., Ахметшина Р.А. и соавт. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города. Гигиена и санитария. 2009; 2: 82-85.
  • Хамаганова Т.Г., Крылов Д.Н., Даниленко О.В., Семке С.Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников образования. Гигиена и санитария. 2000; 1: 71-73.
  • Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.В., Звездина И.В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 3: 18-26.
Еще
Статья научная