Статьи журнала - Христианское чтение

Все статьи: 587

"А святую ту церковь построить": из истории возведения и деятельности Свято-Троицкого храма в Урге

"А святую ту церковь построить": из истории возведения и деятельности Свято-Троицкого храма в Урге

Корниенко Николай Николаевич

Статья научная

Статья посвящена реконструкции исторических событий, связанных с возведени- ем и деятельностью православного храма в столице Монголии - Урге во второй половине XIX - начале XX вв. Анализ сосредоточен на документах Архива внешней политики Российской империи и материалах церковной периодической печати, отражающих историю строительства церкви и связанную с ней многогранную деятельность чиновников, священников, представителей Пекинской духовной миссии и Святейшего Синода. Акцентируется внимание на ключевых моментах, связанных с организационной подготовкой к строительству храма, возведением и устройством церкви, определением ее места и роли в общественно-церковной жизни русского населения Монголии. Установлено, что деятельность священников Свято-Троицкого храма включала преимущественно пастырское попечение о сотрудниках русских дипломатических структур и купцов, прибывших в Монголию по торговым делам, христианизация же традиционно буддийского монгольского населения имела низкую результативность

Бесплатно

"Варлаамитская ересь" и "Миражи" Григория Ивановича Недетовского

"Варлаамитская ересь" и "Миражи" Григория Ивановича Недетовского

Маковецкий Евгений Анатольевич

Статья научная

Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.

Бесплатно

"Не препятствуй мне излить на них мой гнев и уничтожить их" (Исх. 32:10). Богословие гневающегося бога в священном писании

"Не препятствуй мне излить на них мой гнев и уничтожить их" (Исх. 32:10). Богословие гневающегося бога в священном писании

Волчков Алексий Сергеевич

Статья научная

Православное богословие учит нас тому, что Бог являет Собой воплощение абсолютной святости. Эта святость в числе прочего подразумевает Его бесконечное милосердие и любовь к людям. Однако, как быть с теми страницами Библии, где описывается Божья ярость, Его мщение или гнев? В христианской богословской традиции сформировалось несколько подходов к решению этого герменевтического затруднения: аллегорический подход, «функциональный маркионизм» (термин Э. Зиберта) и стратегия толковать одни места Писания посредством других, более «возвышенных» и «прогрессивных». Эти подходы критически рассматриваются в статье. Автор предпринимает попытку серьезного отношения к нередким в Писании картинам, описывающим гнев Божий и Его возмездие, и задаётся вопросом, как изменится наше учение о Боге в этом случае. Также в работе представлен такой нередкий в современной академической литературе подход как деконструкция (М. Бал, Ф. Трибли, И. Шервуд)

Бесплатно

"Новое богословие" в контексте эволюции католической мысли

"Новое богословие" в контексте эволюции католической мысли

Давыдов Олег Борисович

Статья научная

В статье проведен анализ развития католического богословия в период между Первым (1869-1870) и Вторым (1962-1965) Ватиканскими Соборами. Эксплицирована диалектика его трех основных направлений: неосхоластики, модернизма и «нового богословия». Показано, что глубокая трансформация католического сознания в данный период сопровождалась радикальным изменением в соотношении богословия и секулярной философской и научной мысли. Собствен- но, богословским содержанием деятельности Второго Ватиканского Собора было критическое переосмысление господствовавшей на протяжении столетия неотомистской парадигмы в духе плюрализации и деабсолютизации ее богословской методологии. Автор утверждает, что трансформация, произошедшая в католическом богословии в течение нескольких десятилетий ХХ в., является весьма поучительной и характерной именно для христиан. Драматический исторический путь «нового богословия» позволяет увидеть то, как именно христианство понимает соотношение старого и нового, поскольку «новое про- чтение классического прошлого христианским взглядом способствует дальнейшему проникновению в глубину самого христианства». Актуальность «нового богословия» в современных условиях заключается в том, что это направление мысли указывает: богатая христианская традиция весьма плюралистична и вариативна, а, следовательно, способна вдохновлять на творческое и глубокое переосмысление прошлого и настоящего

Бесплатно

"Проповеди для заключенных" 1790 года как первое руководство для тюремных капелланов

"Проповеди для заключенных" 1790 года как первое руководство для тюремных капелланов

Васильева Светлана Анатольевна

Статья научная

Статья посвящена уникальному историческому источнику - изданию викария графства Дарем (Англия) Джона Брюстера «Проповеди для заключенных. С включением молитв, рекомендованных для узников одиночного заключения» (1790). Автор статьи анализирует содержание проповедей в контексте пенитенциарного реформирования в Великобритании, начатого в связи с принятием тюремного статута 1779 года. Основным содержанием тюремных реформ стал переход от практики карательного уголовного наказания к исправительному тюремному заключению. Основным средством исправления признавалась религия, что привело к созданию в Великобритании исторически первого института тюремных капелланов. Работа Дж. Брюстера - предположительно самое раннее печатное издание такого рода. Лейтмотивом его проповедей стал призыв воспринимать заключение как возможность пересмотреть свою жизнь, осознать глубину греха прошлой порочной жизни, покаяться и получить возможность прощения перед лицом Господа с одной стороны, и возвращения в общество честным гражданином - с другой

Бесплатно

"Слово душеполезное" преподобного Никодима Святогорца: текстологическо-богословский анализ

"Слово душеполезное" преподобного Никодима Святогорца: текстологическо-богословский анализ

Петров Василий Анатольевич

Статья научная

Работа посвящена изучению «Слова душеполезного» - заключительной части одного из произведений преподобного Никодима Святогорца (1749-1809) под названием «Руководство к исповеди» (Ἐξομολογητάριον). В статье показан источник «Слова», отношение св. Никодима и его современников к западным литературным заимствованиям, проведен текстологический и богословский анализ данного произведения, а также подведены итоги исследования. Работа ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся творчеством прп. Нико- дима, а также его эпохой и богословскими тенденциями в греческой церковной литературе XVIII в

Бесплатно

"Старое" и "новое" религиозное сознание в трудах священника Павла Флоренского

"Старое" и "новое" религиозное сознание в трудах священника Павла Флоренского

Павлюченков Николай Николаевич

Статья научная

Русский религиозный философ, ученый и богослов, священник Павел Флоренский известен своим стремлением к синтезу всех областей человеческого знания и опыта. Именно эта особенность придала его наследию всю ту многогранность, которая до сих пор привлекает к нему особое внимание самых разных исследователей. Естественно испытывая различные влияния, Флоренский, вместе с тем, оставался достаточно самобытным, оригинальным мыслителем. В настоящей статье рассматривается отношение Фло- \\ренского к «новому религиозному сознанию» - движению, возникшему в России в начале ХХ века и по-разному проявившему себя в деятельности различных русских религиозных философов. В статье отмечается, что грядущее «обновление» сознания П. Флоренский представлял себе, прежде всего, как достижение «цельного знания», в котором истины религии будут столь же значимы для человечества, как и истины науки. На примере отношения Флоренского к «Христианскому братству борьбы», к концепциям Д. С. Мережковского и Н. А. Бердяева рассмотрено его восприятие идей борьбы за новое устройство общества, новой религии «святой плоти» и нового «антропологического откровения». Делается вывод, что близкое сходство концепций Флоренского и представителей движения «нового религиозного сознания» сопряжено с рядом фундаментальных различий. Для священника Павла Флоренского все новое не может отменить или изменить догматику Церкви, и грядущее обновление, по его мнению, должно происходить в «исторической» Церкви и через нее.

Бесплатно

"Толкование на послание к евреям" свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований

"Толкование на послание к евреям" свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований

Никулин Максим Сергеевич

Статья научная

Настоящая статья посвящена одному из экзегетических произведений святителя Кирилла Александрийского - «Толкованию на Послание к евреям». Этот труд святителя сохранился только во фрагментах, катенах, флорилегиях и цитатах у других писателей. В начале статьи указывается проблематика текстов, дошедших в косвенной традиции, и приводятся свидетельства позднейших авторов, доказывающие существование «Толкования на Послание к евреям» святителя Кирилла. Затем дается обзор существующих изданий произведения с указанием рукописей, использованных учеными при каждой публикации. Приводятся мнения исследователей о датировке сочинения, единодушно относящие его к антинесторианскому периоду творчества святителя (после 428 г.) В статье упоминается о ценном открытии П. М. Парвиса, обнаружившего в произведении фрагмент полемики святителя Кирилла против антиохийской экзегезы и христологии Феодора Мопсуестийского. Также рассматривается гипотеза Ф. Э. Пьюзи о двух сочинениях святителя разных жанров, составленных на Послание к евреям, и мнения других исследователей по поводу данной гипотезы. Приводятся результаты изучения армянских фрагментов сочинения Ж. Лебоном. В заключение автором статьи выдвигается гипотеза о структуре произведения.

Бесплатно

"Умозрение русского слова". Рецензия на монографию О. Б. Сокуровой "Слово в истории русской духовности и культуры"

"Умозрение русского слова". Рецензия на монографию О. Б. Сокуровой "Слово в истории русской духовности и культуры"

Макаров Дмитрий Игоревич

Рецензия

В рецензии анализируется комплексный подход автора монографии к разработке темы, выразившийся в сочетании исторических, филологических, философских и богословских знаний. Отмечена оригинальность исследовательской методологии: место и значение слова в отечественной культуре изучаются автором моографии на разных уровнях его бытия, от концепта до Логоса. Несомненными достоинствами книги рецензент считает глубину текстологического анализа, свежесть и точность наблюдений, которые проявляет автор книги при рассмотрении значительных, «этапных» произведений русской литературы. В рецензии поддерживается важнейшая мысль автора книги, что призыв к восстановлению целостности человека, братских отношений между людьми и вселенских взаимосвязей по образцу Троического единства в любви и является тем заветным «словом», которое несет миру русская культура

Бесплатно

«...Между мной и вами та существенная разница, что я стою на стороне истории и народа...»: исследование различений практик поведения и самоописания Ивана Аксакова

«...Между мной и вами та существенная разница, что я стою на стороне истории и народа...»: исследование различений практик поведения и самоописания Ивана Аксакова

Соловьев Артем Павлович

Рецензия

Рецензия на: Тесля А.А. «Последний из “отцов”»: биография Ивана Аксакова. СПб.:«Владимир Даль», 2015. 799 с.

Бесплатно

«Акты Акакия» в контексте истории раннего христианства

«Акты Акакия» в контексте истории раннего христианства

А. Д. Пантелеев

Статья научная

Публикация посвящена раннехристианскому агиографическому сочинению «Акты Акакия» (BHL 25; BHG 2005). Формально этот текст — протокол допроса христианина Акакия римским магистратом Марцианом, где исповедник высмеивает глупость Марциана и нелепости языческой религии. Время действия «Актов» — гонение Деция (250 г.), но это сочинение возникло позже, в первой половине IV в. Оно носит явно фиктивный характер: Акакий открыто издевается над магистратом, материалы дела отправлены императору, и Деций, изумленный ответами исповедника, помиловал его. Столь фантастическое содержание текста ставит вопрос о цели его создания. Современные западные ученые указывают на сатирический характер «Актов», позволявший читателям с юмором относится к недавним гонениям (П. Кицлер, Х. Зелигер). На наш взгляд, не меньшую роль «Акты» играли в происходившей на рубеже III–IV в. полемике с языческой антихристианской литературой. Мы предлагаем комментированный перевод латинской версии «Актов Акакия» на русский язык.

Бесплатно

«Бедняки» в книге пророка Исайи

«Бедняки» в книге пророка Исайи

Чарыков Сергий

Статья научная

Автор рассматривает понятие бедности и нищеты в древнем Израиле в историко- культурном контексте, а также анализирует этимологию терминов масоретского текста Ветхого Завета, использующихся для указания на бедняков. Исходя из сло- жившегося в современной библеистике представления о постепенном написании книги Исаии на протяжении долгого периода - сначала пророком (глл. 1-39), а затем последователями из его пророческой школы (глл. 40-66), автор демонстри- рует эволюцию понятия «бедных» в книге от указания на низший социальный слой до обозначения религиозно-настроенной части народа, а позже - и всего еврей- ского общества в целом.

Бесплатно

«Богословские главы» (Loci Communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику

«Богословские главы» (Loci Communes), приписываемые прп. Максиму Исповеднику

Доброцветов Павел Кириллович

Другой

В статье содержатся сведения о византийском флорилегии «Богословские главы», приписываемом прп. Максиму Исповеднику. Флорилегий возник в IX в. и пользовался немалой популярностью в Византии, а позже на Руси. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода первых десяти глав данного произведения на русский язык.

Бесплатно

«Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX в. (часть 2)

«Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX в. (часть 2)

Легеев Михаил Викторович, Зинковский Мефодий, Зинковский Кирилл

Статья научная

В то время как экклезиология представляет собой главную проблемную область богословия XX века, ключом к современной экклезиологии, по мнению авторов настоящей статьи, выступает богословие истории. Таким образом, основные тенденции богословской мысли прошедшего столетия характеризуются в значительной степени и даже, прежде всего, своим отношением к истории - к тому, какими историческими закономерностями могут быть описаны Церковь и человек в их отношениях с Богом и миром. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, попытки своего, оригинального ответа на него были даны ключевыми направлениями мысли и виднейшими богословами. Диаметрально противоположные акценты при ответе на этот вопрос, обозначенные такими течениями как «неопатристический синтез» и «евхаристическая экклезиология», находят попытки их сближения, объединения и примирения у таких богословов как протопресвитер Иоанн Мейендорф и архимандрит Софроний(Сахаров), открывая возможность для создания «догматического языка экклезиологии» в рамках строгих понятий догматической мысли.

Бесплатно

«Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века

«Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века

Легеев Михаил, Зинковский Мефодий, Зинковский Кирилл

Статья научная

В то время как экклезиология представляет собой главную проблем- ную область богословия XX века, ключом к современной экклезиологии, по мнению авторов настоящей статьи, выступает богословие истории. Таким образом, основные тенденции богословской мысли прошедшего столетия характеризуются в значительной степени и даже, прежде всего, своим отношением к истории - к тому, какими историческими закономер- ностями могут быть описаны Церковь и человек в их отношениях с Богом и миром. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, попытки своего, ори- гинального ответа на него были даны ключевыми направлениями мысли и виднейшими богословами. Диаметрально противоположные акцентыпри ответе на этот вопрос, обозначенные такими течениями как «неопа-тристический синтез» и «евхаристическая экклезиология», находят по-пытки их сближения, объединения и примирения у таких богослововкак протопресвитер Иоанн Мейендорф и архимандрит Софроний (Саха-ров), открывая возможность для создания «догматического языка экклези-ологии» в рамках строгих понятий догматической мысли.

Бесплатно

«Все христианское имеет право на мою самую пламенную симпатию»: переписка Ю. Ф. Самарина с Э. Ф. Раден

«Все христианское имеет право на мою самую пламенную симпатию»: переписка Ю. Ф. Самарина с Э. Ф. Раден

Котов Александр Эдуардович

Рецензия

Рецензия на книгу: «Я любил Вас любовью брата…»: переписка Ю. Ф. Сама- рина и баронессы Э. Ф. Раден (1861-1876) / отв. ред. О. Л. Фетисенко. СПб.: Владимир Даль, 2015. 447 с.

Бесплатно

«Дробные величины» церковной истории: к вопросу о методологии В. В. Болотова

«Дробные величины» церковной истории: к вопросу о методологии В. В. Болотова

Маркидонов Александр Васильевич

Статья научная

В статье рассматривается характер исторического сознания В. В. Болотова, выясняются существенные христиански ориентированные предпосылки его профессиональной методологии, приводятся разнообразные примеры ее конкретной реализации. Место истории как «искусства понимания» просматривается у Болотова в трудно гармонируемой области между результатами научной выверки эмпирико-событийных данных, мерою здравого смысла и нравственно-религиозной взыскательностью к своим оценкам реальности конкретного человека - исследователя. Таким образом, методология В. В. Болотова не растворяется в какой бы то ни было метафизике, но и не замыкается в пределах сколь угодно отточенной и эффективной методики

Бесплатно

«Избирательное сродство» экономики и религии: трактовка М. Вебера

«Избирательное сродство» экономики и религии: трактовка М. Вебера

Расков Данила Евгеньевич

Статья научная

В статье разбирается трактовка Максом Вебером взаимосвязи экономики и религии. Наибольшее внимание уделено концепции «избирательное сродство», которой принадлежит одно из центральных мест в раскрытии тонкого взаимодействия материальной культуры и религиозного опыта. Одноименный роман Гете «Избирательное сродство» и разнообразная критика помогают лучше понять трактовку Вебера, а также дают возможность показать формальное сходство и содержательные различия роли протестантизма и старообрядчества в экономической модернизации Запада и России.

Бесплатно

«Истина - живая сила»: братья Аксаковы и Кохановская (Н.С. Соханская) в 1860 г

«Истина - живая сила»: братья Аксаковы и Кохановская (Н.С. Соханская) в 1860 г

Фетисенко Ольга Леонидовна

Статья научная

В статье рассматривается забытый эпизод из последнего года жизни К. С. Аксакова: эпистолярный диалог с Н. С. Соханской (Кохановской), со- стоящий из 8 писем (по 4 с каждой стороны). Письма Аксакова к ней не переиздавались с 1897 г., из писем Кохановской было издано лишь одно. Возможно, публикатору (А. А. Александрову) в свое время показал- ся слишком «непочтительным» по отношению к «вождям славянофиль- ства» тон этих пропущенных писем. Начав спор с обсуждения некоторых присланных Кохановской для публикации в журнале «Русская беседа» старинных народных песен (Аксаков усомнился в их древности и подлин- ности, Хомяков позднее, напротив, признал их несомненную аутентич- ность), корреспонденты переходят к обсуждению духовных начал славяно- фильства. Кохановская упрекает Аксакова и весь славянофильский кружок за кружковую замкнутость и некоторое раболепство перед выдвинуты- ми тем же кружком авторитетами. Она не разделяет позиции Аксакова, устраняющегося от прямого обращения к современникам - через газету или журнал, - и призывает видеть залог верности истине не в хране- нии «чистоты рядов», а в общем служении Тому, Кто «везде Сый и вся исполняй».

Бесплатно

«Красота в деснице твоей в конец» (Пс 15:11). По поводу одной византийской параллели к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

«Красота в деснице твоей в конец» (Пс 15:11). По поводу одной византийской параллели к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

Маркидонов Александр Васильевич

Статья научная

В статье на материале романа Достоевского «Идиот» рассматривается природа эстетического начала. Понятие и реальность красоты раскрывается в глубокой и динамической соотнесенности с христианской верой. Эсхатологизм как внутреннее качество христианской религиозности осмысляется как парадоксальный ориентир и глубинное измерение эстетической культуры в ее восточно-христианском варианте.

Бесплатно

Журнал