Статьи журнала - Aspectus

Все статьи: 227

Philosophia ob Gentis Humanae Provivendum XXX. Уточнить Гадамера

Philosophia ob Gentis Humanae Provivendum XXX. Уточнить Гадамера

Кочубей Игорь Валерьевич

Статья научная

Литература второй половины XIX века демонстрирует определенную тенденцию при рассмотрении культурных феноменов - а именно при трактовке их индивидуального своеобразия и исторической изменчивости, - получившую название историзма. Одно из ключевых и наиболее интересных мест в разрабатывавшейся Хансом-Георгом Гадамером герменевтике - выдвинутое им положение о методологической «наивности» соображений «историзма» применительно к оценке (вынесению суждения о ценности, о значении) произведения искусства… Очевидно, что эту идею замечательного немецкого мыслителя - следует рассмотреть и в более широком контексте! Предлагаемая публикация содержит критический разбор Гадамерова подхода, как он выражен в небольшом сочинении «О круге понимания (1959)», и выявляет «точку роста», перспективную, по мнению автора, для грядущего анализа явлений культуры, герменевтики исторического материала.

Бесплатно

Pokolenie mlodych dziennikarzy: sta'c sie glosem swojej epoki

Pokolenie mlodych dziennikarzy: sta'c sie glosem swojej epoki

Kanashkin Vitaliy Alekseevich

Статья научная

We have today a disastrous propoforization of the Russian word, a total substitution of the social ideal by glamor. The natural word is gone from thought. In the teaching of journalism, the ailment is now a borrowing scientific originality, a strategy of liberal humanitarian omnivorousness, compilation, reproduction of another's and own infantilism. The resource of the young intellect is weak. Young writers do not have the willpower to become the voice of their era. The high academic level of Russian journalism at the university, the level of living and sensitive knowledge is created by the Russians - by their internal state, by their spiritual and moral position - by humanities scholars and enlightenment journalists endowed with the gift of "letters." We must strive for being full, natural forces, internal flexibility and freedom, to journalistic and creative insights, to self-esteem; we must strive to penetrate the delusional surface of the established reality ...

Бесплатно

Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae XXX. Коммуникация. Общество. Образование

Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae XXX. Коммуникация. Общество. Образование

Кочубей Игорь Валерьевич, Подгурецки Юзеф

Статья научная

Некоторые из главнейших вопросов мировой науки о социальной коммуникации - мы пытаемся отразить в серии публикаций “Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polo-nicae”, которая предназначена для преподавателей высшей и средней школы, специалистов в области коммуникативистики (в том числе в области public relations), студентов педаго-гических, психологических и социологических специальностей вузов, а также для всех, инте-ресующихся проблемами социальной коммуникации… В рамках этого многолетнего проекта, задуманного когда-то первым соавтором, - “Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polo-nicae” - читателю предлагается сегодня анализ того, чем фундирована возникающая в наши дни новая область знания - коммуникативная дидактика, ориентированная на новые формы и методы обучения… Предыдущая статья серии, названной в заголовке, была опубликована в сборнике [2, p. 24-34]; непосредственно же последующая из запланированных статей уже также оказалась напечатанною, - см. издание [1, p. 11-21]. Как один человек может понимать и понять другого? Как может человек усовершенствовать свое поведение? Древняя эта проблема - с особенною остротой стоит сегодня в «повестке дня». В XX столетии общество лишилось одного из основных своих устоев - идеи единого начала, жестко обу-словливающего всю систему общественных отношений… Информация и коммуникация - едва ли не главные атрибуты современного общества; последнее, будучи представленным комму-ницирующими между собою информационными потоками, не имеет времени для упорядочения себя в каком-то одном направлении и состоянии… Воззрением на общество как на коммуни-кативную разунифицированную систему - санкционируется свободная демократичность всех социальных структур. Современному образованию, чтобы стать адекватным информа-ционно-коммуникативному обществу, необходимо также стать коммуникативным… Коммуникация всегда означает не только процесс передачи информации, но также информационный обмен! Коммуникация - основа взаимодействия. Коммуникация как общение базируется на взаимном обмене информацией между партнерами и подразумевает задействование обратной связи… Коммуникация - протяженный во времени процесс. Коммуникация - явление общественное naturā, по самой своей природе. Введено множество различных систем коммуникации, чем и была обеспечена возможность жизни человека в обществе (под «жизнью» имеется в виду, конечно, не та форма социальной жизни, которую являет нам охотящееся стадо). Системы человеческой коммуникации (самые выразительные среди них - речь и язык) служат, прежде всего, выражению мысли; в свою очередь, развитие языка - также воздействует на мышление… Глубинный смысл словосочетания «вступать в коммуникацию» - «разделять»; вступая в коммуникацию, общаясь, мы ipso facto делаемся элементом некоей общностью, единством - communio. Коммуникация между людьми - вы-полняет ряд функций, связанных с удовлетворением многих наших потребностей; и авторы очерка кратко останавливаются на этих группах потребностей. Психологическою подосновой социальной коммуникации является регулятивная функция сознания; говоря о регулятивной функции сознания, выдающийся польский психолог Т. Томашевский подчеркивал синтетический ее характер. Авторы рассматривают те составные элементы сознания, которые особенно важны в процессе коммуникации. В теории образовательно-коммуникативного действия управление современным образованием пересматривается с позиций коммуникации. Принципы управления обосновываются теперь не в качестве пригодных для устойчивой, унифициро-ванной и извне организованной, государственной системы - но как соответствующие такой организации, которая постоянно пребывает в движении и своими собственными внутренними усилиями стимулируется к развитию. Управлять современным образованием - означает управлять его развитием! Понимаемое в аспекте развития, управление предстает как имеющее черты гибкости, ситуативности, готовности к коррекции целей, стратегий, кон-цепций … При таком управлении - происходит не воспроизводство его прошлых состояний, а воспроизводство самого движения, развития ! что и значит - управлять образовательными коммуникациями. В теории образовательно-коммуникативного действия - переосмысли-вается также содержание образования. Лишь коммуникативно-компетентная личность - может соответствовать демократическому обществу…

Бесплатно

Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae XXXV. Воспитательное действие передачи информации

Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae XXXV. Воспитательное действие передачи информации

Кочубей Игорь Валерьевич, Подгурецки Юзеф

Статья научная

Некоторые из главнейших вопросов мировой науки о социальной коммуникации - мы пытаемся отразить в серии публикаций “Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae”, которая предназначена для преподавателей высшей и средней школы, специалистов в области коммуникативистики (в том числе в области public relations), студентов педагогических, психологических и социологических специальностей вузов, а также для всех, интересующихся проблемами социальной коммуникации… В рамках этого многолетнего проекта - “Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae” - читателю предлагается сегодня анализ того, чем фундирована возникающая в наши дни новая область знания - коммуникативная дидактика, ориентированная на новые формы и методы обучения… Предыдущая статья серии, названной в заголовке, была опубликована в сборнике [1, p. 86-99 ].

Бесплатно

Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae XXXVI. О некоторых общих детерминантах социальной коммуникации и использовании их в ситуации учебного занятия как коммуникативного события

Rerum Socialium Disquisitiones Russicae-Polonicae XXXVI. О некоторых общих детерминантах социальной коммуникации и использовании их в ситуации учебного занятия как коммуникативного события

Кочубей Игорь Валерьевич, Подгурецки Юзеф

Статья научная

Информация и коммуникация - едва ли не главные атрибуты современного общества… Коммуникация выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением многих человеческих потребностей. Вступая в communi -cation (коммуникацию), человек «автоматически» становится элементом некоей общности - communio … Таким образом, по самой своей природе - коммуникация есть явление общественное. Чтобы современное образование стало адекватным информационно-коммуникативному обществу, оно и само должно стать также коммуникативным! Целью современного образования становится коммуникативная компетентность человека. Адекватная методологическая база для организации коммуникативного образования - теория образовательно-коммуникативного действия, за основу разработки которой взята общая теория социальной коммуникации… Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и информационный обмен. Коммуникация есть основа взаимодействия. Предлагаемая статья посвящена некоторым общим детерминантам социальной коммуникации: их использованию в ситуации учебного занятия, понимаемого как коммуникативное событие. Рассматриваются интегративная функция поставленной задачи в сфере сознания, эффект Зейгарник, когнитивное равновесие. Некоторые из предыдущих статей серии, названной в заголовке, - были опубликованы ранее в сборниках [4, pages 11-21; 5, pages 24-34].

Бесплатно

«Гадкий утенок» Г. Бардина в пространстве события познавательного и этического моментов синтетического художественного текста

«Гадкий утенок» Г. Бардина в пространстве события познавательного и этического моментов синтетического художественного текста

Волкова Полина Станиславовна, Горбатова Олеся Васильевна

Статья научная

В настоящей статье анимация Г. Бардина «Гадкий утенок» рассматривается с позиции диалога как «со-бытия познавательного и этического моментов текста» (М. Бахтин), реализуемого на уровне реинтерпретации одноименной сказки Г.-Х. Андерсена. Основополагающим для осуществления данной процедуры оказывается понимание включенных во взаимодействие в пространстве анимации литературы, живописи и музыки в качестве художественной речи творца, выраженной посредством слова, изображения и звучания.

Бесплатно

«Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена в пространстве анимации

«Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена в пространстве анимации

Горбатова Олеся Васильевна

Статья научная

В статье автор рассматривает анимацию Ю. Лердама и В. Дегтярева, созданную на известный сюжет сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». В центре исследования - сравнительный анализ первоисточника и его воплощения средствами анимации. Если мультипликационный фильм режиссера В. Дегтярева являет собой опыт интерпретации первоисточника, демонстрируя единство литературного замысла и режиссерского видения истории о гадком утенке, то анимация Ю. Лердама может быть отнесена к опыту реинтерпретации. Речь идет о смене акцентов и, вследствие этого, тотальном переосмыслении базового текста.

Бесплатно

«Гадкий утенок» М. Гейтса и Д. Элвина как опыт реинтерпретации одноименной сказки Г.-Х. Андерсена

«Гадкий утенок» М. Гейтса и Д. Элвина как опыт реинтерпретации одноименной сказки Г.-Х. Андерсена

Горбатова Олеся Васильевна

Статья научная

В статье рассматривается опыт реинтерпретации сказки Андресена «Гадкий утенок» в одноименной анимации М. Гейтса и Д. Элвина (США, 1997 г. Сценарий - С. Рэдли, М. Гейтс, Г.-Х. Андерсен. Композитор - К. Касвелл). Аргументацию представленной позиции авторы выстраивают на следующих основаниях: дополнительные персонажи, отсутствующие в классическом образце, любовная линия крысы и утенка, отсылающая память к истории Ромео и Джульетты, завершающейся в пространстве анимации hаppy end (ом), а также отличная от первоисточника сюжетная канва. Таким образом сказка Андерсена опознается лишь на уровне элемента некогда целостной системы, в качестве которого в работе современных авторов предстает сам главный герой - «Гадкий».

Бесплатно

«Легенда о лебедином озере и гадком утенке» Н. Д. Касаткиной и В. В. Василёва

«Легенда о лебедином озере и гадком утенке» Н. Д. Касаткиной и В. В. Василёва

Горбатова Олеся Васильевна

Статья научная

В статье анализируется сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и ее воплощение средствами пластического искусства. В опоре на методы интерпретации и реинтерпретации автор определяет, насколько послуживший точкой отсчета в работе балетмейстров Н. Касаткиной и В. Василёва первоисточник сохраняется или, напротив, подвергается предельной трансформации. Ломая сложившиеся стереотипы, связанные с лебединым озером, вызывающим ассоциации с музыкой одноименного балета П. И. Чайковского, хореографы в процессе создания либретто не стали привлекать музыку русского композитора, обратившись к творчеству Э. Грига, точнее, к музыке симфонической сюиты, написанной к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Потому увертюра к зрелищному действу открывается проникновенной песней «Сольвейг», чья лирическая интонация впоследствии закрепляется за стаей белых лебедей, выполняя функцию лейтмотива. Выявляется, что классическая музыка Э. Грига функционирующая на уровне самостоятельного произведения, в контексте балета переосмысливается и открывается перед субъектом восприятием новыми смысловыми гранями.

Бесплатно

«Меня совершенно покорила именно музыка...!» (беседа с Кристиной Шефер)

«Меня совершенно покорила именно музыка...!» (беседа с Кристиной Шефер)

Выбыванец Элеонора Васильевна, Невская Полина Вячеславовна

Другой

Публикуемый материал - русский текст интервью, взятого Томасом Вордехофом в 2002 году у знаменитой оперной и камерной певицы Кристины Шефер. Интервью переведено с аудиоверсии немецкоязычного оригинала и дополнено вступлением и комментариями.

Бесплатно

«Мораль XXI века» Дарио Саласа Соммэра сквозь призму европейских ценностей: pro et contra

«Мораль XXI века» Дарио Саласа Соммэра сквозь призму европейских ценностей: pro et contra

Стойко Олег Анатольевич

Статья научная

В статье рассматривается опыт практической философии, представленный в книге Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века». Концепция современного философа, просветителя, писателя и исследователя рассматривается сквозь призму евразийских ценностей, которые оказываются в фокусе научного интереса самых разных ученых-гуманитариев. Осуществляя позитивную критику работы Дарио Саласа Соммэра, автор развивает собственный взгляд на проблему освоения евразийских ценностей российской молодежью. Книга содержит в себе множество ценных советов, размышлений, разоблачений и установок. Однако поскольку все эти достоинства декларируются под знаком наднационального, надрелигиозного, надгосударственного, постольку они становятся сомнительными и уязвимыми. Думается, что подобный опыт окажется достижимым лишь тогда, когда каждый из нас будет видеть в себе представителя своего народа, своей культуры, своего Отечества, будучи открыт навстречу представителям другого народа, с признанием за ним права на собственную культуру, рожденную в недрах его Отечества. Только в этом случае возможен гармонизирующий диалог, призванный снять имеющиеся противоречия на основе выработки общих ценностей, приемлемых для всех участников диалогической ситуации.

Бесплатно

«Переписывая Бетховена»

«Переписывая Бетховена»

Харсеева Наталия Вячеславовна

Статья научная

В статье рассматривается вопрос о музыке Л. ван Бетховена, которая звучит в отечественном и зарубежном кинематографе, способствуя глубинному постижению режиссерского замысла. В центре исследования автора - фильм Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена», главный персонаж которого - женщина-композитор. Утверждая, что Анна Хольц - исключительно вымышленный, автор считает ее введение в текст культуры вполне обоснованным. Не кто иной, как Анна Хольц помогает Бетховену выйти на вселенский диалог с представителями науки и искусства в надежде на «братство неземное» (Ф. Шиллер). Подобный опыт видения жизни и творчества Л. ван Бетховена тем более интересен, что инициалы имени и фамилии героини Анна Хольц (А. Х.) совпадают с инициалами имени и фамилии режиссера фильма «Переписывая Бетховена» Агнешки Холланд (А. Х.). Будучи вдохновлена хоровым финалом Девятой симфонии, современный режиссер демонстрирует свою конгениальность маэстро, выступая в качестве соавтора бетховенского творения. По сути, Агнешка Холланд протягивает сквозь пространство и время живую нить общения с гением, вовлекая зрителя в диалог избранных.

Бесплатно

«Социология и культурология»: опыт осмысления

«Социология и культурология»: опыт осмысления

Волкова Полина Станиславовна, Передерий Вероника Анатольевна

Статья научная

Введение такого нового предмета в учебный план Кубанского государственного аграрного университета, как «Социология и культурология» потребовало от преподавателей одноименной кафедры объединения прежде двух разных дисциплин. Избегая механического соединения сведений из смежных областей гуманитарного знания, авторы решили рассматривать социологию и культурологию как неотъемлемые части человеческой культуры. Предлагаемый читателям материал содержит в себе три первые лекции из двенадцати, отведенных на данную учебную дисциплину. Авторы надеются, что предложенная информация заинтересует коллег и станет предметом последующей дискуссии.

Бесплатно

«Социология и культурология»: опыт осмысления

«Социология и культурология»: опыт осмысления

Волкова Полина Станиславовна, Передерий Вероника Анатольевна

Статья научная

В четвертой лекции, разработанной на базе предмета «Социология и культурология», речь пойдет о социальном контроле и социальном отклонении, в пространстве которых культурный диалог как опыт согласования противоречий видится одним из путей, способствующих снятию остроты чувства социального принуждения. Актуализация такого «диалога сознаний» (М. М. Бахтин) осуществляется на примере текстов культуры - речь идет картинах Ван Гога («Едоки картофеля») и Виктора Пивоварова и («Едоки лимонов»).

Бесплатно

«Хозяйственная культура» и «экономическая культура»: разграничение понятий

«Хозяйственная культура» и «экономическая культура»: разграничение понятий

Харсеева Наталия Вячеславовна, Харсеева Алена Вячеславовна

Статья научная

Принимая во внимание тот факт, согласно которому Л. П. Карсавин и Н. С. Трубецкой духовную культуру называли экстериоризацией религиозной культуры, нельзя не заметить, что светская культура выступает объективацией светской духовности. В данном контексте мы, солидаризируясь с современным исследователем В. А. Кондаковым, принимаем за истину тот факт, согласно которому хозяйственная культура - это традиционная русская культура, экономическая культура - это индивидуация светской западной культуры.

Бесплатно

«Человек не должен замыкаться только в одной сфере деятельности...» (интервью Людмилы Чучаевой с доктором искусствоведения, музыковедом Владиславом Петровым)

«Человек не должен замыкаться только в одной сфере деятельности...» (интервью Людмилы Чучаевой с доктором искусствоведения, музыковедом Владиславом Петровым)

Петров Владислав Олегович, Чучаева Людмила Петровна

Другой

Материал представляет собой интервью с доктором искусствоведения, доцентом кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, членом-корреспондентом Российской академии естествознания Владиславом Олеговичем Петровым. Оно посвящено творческому становлению личности музыковеда, его приоритетам в научной и педагогической деятельности. Уделяется внимание широкому спектру проблем современного искусства - фигуре Д. Шостаковича, жанрам фортепианного дуэта и инструментального театра, разновидностям музыкального акционизма - перформансу и хэппенингу. Интересные вопросы интервьюера помогают постигнуть эстетические взгляды Владислава Петрова.

Бесплатно

А. Гольдштейн - М. Боурн: «Дьявольский портрет» - «Дориан Грей»

А. Гольдштейн - М. Боурн: «Дьявольский портрет» - «Дориан Грей»

Невская Полина Вячеславовна

Статья научная

В статье представлен опыт осмысления балета М. Боурна «Дориан Грей», который осуществляется на фоне игрового кино. Имеется в виду фильм «Дориан» режиссера А. Гольдштейна. Пытаясь разобраться в том, насколько фундаментальна зависимость танца от слова в процессе перевода вербального в невербальное (пластическое), автор приходит к следующей позиции. Если балетные «па» отвечают требованию подлинного искусства, в рамках которого искусство танца предстает искусством мысли, то хореографические находки режиссера-постановщика есть не что иное, как актуализация глубинных смыслов первоисточника. Напротив, когда пластика человеческого тела «работает» исключительно на содержание вербальной первоосновы, литературный текст с неизбежностью примитивизируется.

Бесплатно

А. Малевич - Г. Уствольская: в поисках параллелей

А. Малевич - Г. Уствольская: в поисках параллелей

Волкова Полина Станиславовна, Невская Полина Вячеславовна

Статья научная

В статье проводятся параллели между творчеством Галины Уствольской и «Черным квадратом» Казимира Малевича как «основы, на которой должны развиваться формы всех творческих усилий и искусств» (Малевич). Помимо этого, авторы осуществляют проекцию творчества художника и композитора на опыт нигитологии. В целом речь идет о музыке современного композитора, рассматриваемой в аспекте визуальности. В числе авторов, затрагиваемых в контексте обозначенной тематики, - Николай Бердяев, Николай Гоголь, Лев Толстой, Татьяна Толстая и др. Ключевые слова: портрет, музыка, живопись, черный квадрат, черная дыра, пространство, нигитология.

Бесплатно

Автономность и взаимосвязь цвето- и пространственно-музыкального аспектов светомузыки

Автономность и взаимосвязь цвето- и пространственно-музыкального аспектов светомузыки

Безоков Ярослав Александрович

Статья научная

Статья посвящена проблеме взаимосвязи и автономности цветомузыкального и пространственно-музыкального аспектов светомузыки в рамках социокультурной динамики. Выделение двух аспектов светомузыки, понимание их сущности как двух относительно независимых областей знания может быть успешно использовано как в качестве принципа систематизации накопленной информации по синестетическим аудиовизуальным эффектам, так и в светомузыкальной практике

Бесплатно

Адаптивная и гуманистическая функции научно-педагогического работника

Адаптивная и гуманистическая функции научно-педагогического работника

Петров Владимир Иванович, Петрова Светлана Юрьевна

Статья научная

Научно-педагогический работник должен оценивать свои успехи достижениями своих учеников. Педагогические способы общения позволяют постоянно следить за вниманием и действиями обучающихся. Педагога-гуманиста отличает направленность на личность воспитанника. Преподаватель больше воздействуют на студентов своим отношением к работе и своим характером. Необходимо говорить не заученными чужими, а своими словами. Необходимо постоянно следить за вниманием и действиями своих учеников, использовать существующий вербальный и невербальный язык общения. Многие преподаватели, к сожалению, любят только то, что они говорят и преподают, но не своих учеников. С одной стороны, научно-педагогический работник готовит своих воспитанников к потребностям адаптации в определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он объективно остается хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор.

Бесплатно

Журнал