Аппаратно-программная диагностика состояния адаптации детей к школе

Автор: Солтан Марина Михайловна, Борисова Т.С.

Журнал: Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья @school-shealth

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

Актуальность. В современном научном понимании здоровье - это гармоничное телесное и психическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, отсутствие заболеваний, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды. Возможность управлять здоровьем особенно необходима в критические возрастные периоды жизни ребенка, одним из которых является период адаптации к школе. Начало обучения требует от ребенка изменения ситуации социального развития и реконструкции сложившейся модели поведения на фоне «второго физиологического криза», сопровождающегося эндокринным сдвигом, бурным ростом, вегетативной перестройкой, качественными изменениями в физиологических системах и базовых механизмах организации психических функций. В таких условиях успех адаптации зависит от наличия резерва здоровья и устранения возможных факторов риска, что предусматривает необходимость их своевременной диагностики. В данном контексте весьма актуальным является изыскание современных, доступных, информативных методик, которые бы учитывали весь многогранный спектр факторов, оказывающих влияние на протекание адаптационных процессов. В связи с вышеизложенным целью исследования явилась оценка возможности применения современного аппаратно-программного комплекса для донозологической диагностики функциональных отклонений, представляющих риск дезадаптации детей к школе. Материалы и методы. Обследовано 111 учащихся первых классов г. Минска (46,4% мальчиков и 53,6% девочек) с помощью аппаратно-программного комплекса «спироартериокардиоритмограф» (САКР), представляющего собой компактную компиляцию трех приборов: многопараметрового спирометра, кардиоритмографа и артериоритмографа. Регистрируемые прибором параметры помимо оценки в абсолютных величинах (мс, мл, мм рт. ст. и %) оцениваются и в баллах, что позволяет выявить степень отклонения значений исследуемых показателей от условной нормы и степень сбалансированности показателей функционального состояния данной системы. По каждой анализируемой системе рассчитывались границы интервалов трех основных уровней функционального состояния: уровень сбалансированного состояния (1 балл), незначительного дисбаланса (2 балла) и дисбаланса (3 балла). Обработка полученных материалов проведена стандартными статистическими методами с помощью компьютерной программы MS Excel. Результаты. При обследовании сердечно-сосудистой системы (ССС) первоклассников сбалансированное состояние было выявлено только у 2,5% детей. Для большинства обследованных (65,9% мальчиков и 55% девочек) характерен незначительный дисбаланс либо дисбаланс (у 42,5% мальчиков и 31,7% девочек) функционального состояния ССС. Практически у 1/4 обследованных первоклассников (24,4% мальчиков и 25% девочек) состояние дыхательной системы (ДС) характеризуется как сбалансированное. У 1/2 обследованных имеется незначительный дисбаланс, у 19,5% мальчиков и у 25% девочек установлен дисбаланс в работе ДС. При оценке адаптационных возможностей вегетативной нервной системы (ВНС) сбалансированное состояние выявлено у 26,8% мальчиков и у 15% девочек. Незначительный дисбаланс имел место у половины обследованных детей. Дисбаланс в работе ВНС чаще выявлялся у девочек (30%), чем у мальчиков (22%). Использование аппаратно-программного комплекса позволило создать базу данных обследованных первоклассников и сформулировать индивидуальные рекомендации по коррекции жизнеобеспечивающих систем организма. Так, преобладающее количество (60,5%) обследованных нами первоклассников имело недостаточный адаптационный потенциал организма (незначительный дисбаланс) и получило рекомендации по выбору физической нагрузки и ее интенсивности, коррекции рациона питания, организации режима занятий, досуга и отдыха. Приерно треть (37%) первоклассников, имевших дисбаланс по основным жизнеобеспечивающим системам организма, рекомендовано специальное углубленное обследование и дальнейшее наблюдение у врачей-специалистов лечебно-профилактических учреждений по месту жительства. Заключение. Таким образом, аппаратно-программная диагностика состояния здоровья учащихся в процессе их образовательной деятельности - реальная перспектива совершенствования мониторинга состояния здоровья детей, которая позволит повысить эффективность ведения мониторинга, создавать полноценные базы данных - «банк состояния здоровья», оперативно проводить донозологическую диагностику, выявлять детей группы риска, своевременно формировать тактику и стратегию профилактики заболеваний как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, а также осуществлять адресные коррекционные мероприятия и контролировать их эффективность.

Еще

Здоровье, первоклассники, адаптация к школе, аппаратно-программный комплекс "спирокардиоритмография"

Короткий адрес: https://readera.ru/14340285

IDR: 14340285

Статья